Адаптивное поведение Клинические примеры Лагерь Практика

Случай Коли или с чего начинается ABA-терапия

Ребенок впервые в ABA-терапии? Научим общаться и сотрудничать.

Текст и материалы статьи предоставлены Екатериной Ковтун, поведенческим специалистом и участником команды центра «Шаг вперёд» в летнем лагере 2019.

Коля приезжает в лагерь

Этим летом семья Коли (имя изменено) впервые обратилась за помощью. Мальчик ─ старший ребёнок в семье. На момент начала интенсивного курса Коле исполнилось четыре с половиной года. Так как опыт прохождения терапии и данные поведенческого вмешательства у Коли отсутствовали, первые дни лагеря мы вели наблюдение, тестировали уровень развития речевых навыков и выявляли дефициты и поведенческие проблемы, препятствующие обучению.

На занятиях ребенок не выполнял просьбы инструкторов, не поддерживал зрительный контакт, не взаимодействовал со сверстниками, предпочитая наблюдать, и не проявлял коммуникативной инициативы. Коля не выражал свои желания понятным образом: отсутствовала речь, указательный жест, иные приемлемые формы коммуникации.

Когда мальчик хотел объятий, он делал попытки вскарабкаться на взрослого, тянулся к шее другого человека.

Ребенок иногда реагировал на своё имя, не более 5 раз в час издавал звуки и играл с предметом не более одной минуты. В ходе занятий в игровой комнате Коля не повторял движения за ведущим, не пытался копировать действия с предметами.

Мы проанализировали данные наблюдения, побеседовали с родителем и наметили первичные цели вмешательства:

  • научить просить желаемое, применяя систему альтернативной коммуникации PECS;
  • расширить мотивационную сферу ребенка;
  • повысить уровень сотрудничества с инструктором и сформировать учебное поведение;
  • научить ждать;
  • развить навык имитации;
  • научить выполнять инструкции, связанные с безопасностью («стой!», «иди сюда»);
  • спокойно себя вести в ходе чистки зубов.

Далее хотелось бы уделить особое внимание обучению просьбам и навыкам имитации ввиду их принципиальной значимости для благоприятного старта.

Развитие просьб с применением системы альтернативной коммуникации PECS

Развитие просьб с применением системы альтернативной коммуникации PECS

Так как в случае Коли овладению речью и жестами затруднено, мы выбрали систему обмена карточками как наиболее оптимальное средство общения на текущий момент. PECS ─ это проверенный эффективный инструмент, позволяющий в короткие сроки научиться просить.Он доступен даже для детей с минимальным набором зрительных и двигательных навыков и поэтому не требует от ребенка особых усилий. Последнее существенно облегчает и ускоряет процесс обучения. Суть метода в том, что ребенок обменивает карточку на соответствующий предмет. Подробнее о PECS можно почитать в нашей статье и в книге «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов» (Фрост Л. и Бонди Э., 2011).

Работа по формированию просьб велась в четырех направлениях:

  1. Мы учили Колю брать карточку с изображением нужного объекта, вкладывать её в руку взрослого, который тут же выдавал желаемое или совершал нужное действие.
  2. Также мы обогащали мотивационную сферу ребенка, постепенно вводя новые привлекательные стимулы. Для этого мы выявили предпочтения мальчика, на основе которых смогли расширить его сферу интересов. Например, Коля смотрел на шумящие и светящиеся игрушки, однако никак не взаимодействовал с ними. Инструкторы на расстоянии включали игрушку и показывали, как весело играть. В начале ребенок глядел и закрывал уши руками. Постепенно он стал приближаться и брать предметы, затем включать и отходить, прикрыв ладонями уши. Наконец, мальчик научился спокойно и охотно играть. Тогда мы смогли включить очередную игрушку в репертуар просьб.
  3. Работали над увеличением разнообразия и частоты просьб.
  4. Обобщали использование карточек в разных условиях и с разными людьми, включая сверстников.

Первые карточки были с изображением известных мотивационных стимулов: пирамидка, поезд, вертушка, веер, фонарь, фигурка капитана. Со временем частота просьб за занятие возросла от нуля до тридцати пяти и более. Коля стал проявлять инициативу в игре, выбирать, во что именно он хочет играть, устанавливать количество элементов игры (сколько вагонов цеплять к локомотиву, из скольких деталей строить дорогу). Мальчик начал просить игрушки у других детей.

Процент самостоятельных просьб, PECS

Затем мы ввели продукты питания. Коля мог карточкой попросить различные сладости, сок, воду, фрукты. Ребенок научился просить спонтанно, в свободной деятельности.

Далее последовали просьбы совершить то или иное действие: включить, выключить, открыть, закрыть, кружиться, обниматься, качаться, отвести в туалет, дать пить и прочее. С момента введения данной категории карточек Коля перестал залезать на колени к взрослым. Теперь ребенок использовал карточку «обниматься». Более понятное (а значит, и более поощряемое окружением) социально приемлемое поведение заменило старые примитивные реакции. Репертуар просьб с введением новых стимулов стабильно увеличивался. Коля теперь мог попросить о помощи (например, включить или выключить игрушку), сообщить о потребности посетить уборную вместо того, чтобы терпеть или уходить без предупреждения взрослого. На фоне развития навыка просьбы намного улучшилось сотрудничество. Продуктивное общение облегчило обучение навыкам имитации.

Имитация движений и действий с предметами

Общеизвестно, что умение имитировать ─ это базовый учебный навык, дающий возможность формировать новое поведение. Богатый имитационный репертуар позволяет ребенку сравнительно быстро осваивать навыки социального взаимодействия и коммуникации (Купер Дж.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л., 2016). Иными словами, нашей целью было научить Колю имитировать, чтобы в дальнейшем он мог обучаться путем повторения целевой модели.

Мы продумали последовательный план работы по развитию этой области навыков. Важно было научить мальчика: 1) имитировать движения взрослых; 2) имитировать действия с предметами; 3) имитировать быстро и точно;

Сначала мы обучали мальчика повторять за инструктором движения рук и ног методом DTT (отдельных проб). Инструктор показывал модель движения и просил ребенка её повторить, ассистент предоставлял физическую помощь, помогая ребенку скопировать модель. Постепенно интенсивность помощи снижалась, пока ребенок не стал полностью самостоятельно выполнять инструкцию. Работа над сотрудничеством и использование эффективных подкрепляющих стимулов также ускорили темп обучения. Впоследствии Колю научили имитировать движения корпуса и головы, артикуляционные движения и позы, движения мелкой моторики. Таким образом, мы задействовали всё тело ребенка. Имитационный репертуар на конец лагеря насчитывал сорок движений.

Тем же способом Колю обучили повторять вслед за взрослыми действия с предметами. К завершению курса ребенок имитировал порядка тридцати моделей.

Процент самостоятельного имитирования действий с предметами

Процент самостоятельного имитирования действий с предметами

Мы также приступили к работе над совершенствованием имитативного поведения. Ведь в естественных ситуациях важно, чтобы ребенок мог копировать модель быстро и четко. Коле еще предстоит развить эту область навыков: освоить копирование более сложных моделей поведения, научиться имитировать спонтанно в различных условиях и за разными людьми.

Более развитые навыки общения и имитации положительно повлияли на взаимодействии мальчика с другими детьми: Коля начал просить игрушки, спокойно играть рядом со сверстниками, копировать их игровые действия. Ребенок самостоятельно обобщил навыки просьбы и имитации. Например, мог попросить пузыри у Ани и у Миши, стал повторять движения ведущего во время танцев в большой игровой комнате.

В течение трех недель ABA-лагеря мальчик научился обращаться с понятными и разнообразными просьбами к другим людям, имитировать вслед за взрослыми, стал чаще взаимодействовать с окружающими (в том числе детьми) и освоил новые для себя адаптивные навыки. Мы были очень рады прогрессу Коли и надеемся, что эти позитивные результаты станут первыми уверенными шагами в самостоятельную жизнь.

Мы работаем в Москве, наш центр предоставляет услуги ABA детям с РАС и детям с другими особенностями развития.
Для взрослых мы проводим курсы ВСВА, КПК, RBT, семинары и тренинги.

  +7 (495) 780-32-90   +7 (966) 062-90-70

© Copyright 2019 ProABA. Все права защищены
Политика конфиденциальности  •  Лицензии  •  FAQ