АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА

Адаптивное поведение Теория

Альтернативная коммуникация

Очень часто родители детей с аутизмом и другими особенностями развития задают вопрос: как научить ребенка разговаривать?

Что делать, если ребенку уже 2, а может быть и 3 года, а он не разговаривает? У кого-то ребенок может произносить отдельные звуки, но не произносит никаких слов. Бывают аутичные дети, которые могут рассказать стихотворение или произнести фразу из мультфильма, но не пользуются речью для общения с окружающими. Есть дети, которые   могут кое-что повторить за взрослым, и родители радуются, если ребенок может после просьбы мамы или папы повторить какое-нибудь слово, но почему-то дальше этого прогресс не идет, и сам ребенок спонтанно не начинает пользоваться речью.

Когда родители сталкиваются с подобными проблемами и встают в тупик перед вопросом: «Как разговорить ребенка?» — может прийти на помощь альтернативная коммуникация.

`` Альтернативная коммуникация – это способ, с помощью которого ребенок может взаимодействовать с окружающими людьми, не используя устную речь.``

К видам альтернативной коммуникации относят использование коммуникаторов, жестовый язык, применение системы PECS [пэкс] ( коммуникационной системы обмена картинками). А так же могут использовать смешанные системы.

К сожалению, специалисты часто сталкиваются с тем, что некоторые родители с опаской относятся к предложению использовать карточки PECS или другую систему альтернативной коммуникации.  Родители переживают и считают, что педагог, предлагая для ребенка подобный способ взаимодействия, «ставит крест» на потенциальной возможности ребенка заговорить.

Подобные заблуждения не имеют никаких оснований, и мы хотели бы развеять сомнения тех мам и пап, которые не решаются применить, либо не видят необходимости и пользы применения карточек PECS, жестов и других систем альтернативной коммуникации для своего ребенка.

В первую очередь хотим обратить внимание на огромный плюс применения любой из систем коммуникации — ребенок обретает язык! Ребенок получает инструмент, с помощью которого он может общаться с окружающими, донести до мамы, папы, близких, что он хочет и в чем нуждается, и даже поделиться чувствами и эмоциями, сказать, наконец, «Мама, я люблю тебя!».

Начиная применять систему альтернативной коммуникации родители ничего не теряют, но приобретают ребенка, способного выразить свои просьбы, которые он на данный момент с помощью слов выразить не может.

Часто родители говорят о том, что ребенок может показать на то, что хочет, или тянет взрослого за руку к нужному предмету – зачем ему еще карточки или жесты? Хорошо, если то, что требуется ребенку в данный момент видимо и доступно, а если нет? Если ребенок устал, хочет пить, есть, хочет в туалет, на улицу или на детскую площадку, а у него нет способа это донести до мамы с папой – что он делает? Как правило, начинаются капризы, истерики – и взрослые начинают гадать, и перебирать, что же нужно ребенку. Обретя способ обмена информацией, способ донести до окружающих что ему хочется – ребенок становится более уверенным в себе, спокойным, его поведение становится более понятным для окружающих и уменьшается частота истерик.

Во-вторых, нужно понять, что введение системы альтернативной коммуникации не означает, что ребенок лишается возможности в будущем пользоваться речью. Карточки пекс, жесты, коммуникатор – для кого-то это временная мера, ускоряющая возможность освоить речь.  Если у ребенка есть возможность и способности, чтобы заговорить – использование карточек пекс, коммуникатора, жестов только ускорит возникновение вокальных просьб, а так же   процесс освоения речи. И это научно доказано.

В-третьих, если родители не останавливаются на первых этапах применения   пекс, и не прекращают использовать систему после того, как ребенок начинает произносить самостоятельно отдельные слова,  – данная система помогает ребенку  понять структуру предложения и произносить более  полные фразы, используя прилагательные, наречия и другие части речи.

Есть дети, которые могут произносить некоторые слова, но дикция и артикуляция настолько нарушена, что, к сожалению, кроме мамы понять ребенка невозможно. В данном случае специалисты тоже могут рекомендовать, как временную меру, применение альтернативной коммуникации. Это считается целесообразным, потому что во всех ситуациях взаимодействия, кроме взаимодействия с мамой (к примеру, с воспитателями, с детьми на детской площадке) ребенок не будет понят, и не сможет выразить то, что хочет. В данном случае обычно специалисты ведут параллельно с обучением пользоваться системой коммуникации и работу над правильным произношением. Как только ребенок будет способен произносить достаточно внятно слова, чтобы окружающие его могли понять – система может быть убрана.

Есть аутичные дети, которые могу произносить слова, но это спонтанные вокализации, которые никогда не обращены к другим людям. Кроме того, такие дети не повторяют за взрослым что-либо по инструкции, и могут просить о чем либо подводя к желаемому или указывая на него.  Единственная возможность в данной ситуации научить ребенка обращаться к другому человеку – это опять же система альтернативной коммуникации, от применения которой можно уйти после того, как появятся спонтанные словесные просьбы.

Для некоторых детей, к сожалению, альтернативная коммуникация остается и в дальнейшем единственной возможностью выражать свои мысли и желания. Они могут пользоваться жестами, карточками пекс или коммуникаторами и во взрослой жизни. Но согласитесь, это большое счастье для ребенка, не имеющего ранее возможности донести до окружающих что-либо – научиться общаться, обрести собеседников и иметь возможность высказать то, что хочешь. А для родителей, наверное, еще большая радость видеть, что их ребенок успешен!

ПОСМОТРЕТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ

Терапия бессонницы: когнитивно-поведенческая терапия вместо лекарств

Бессонница – довольно распространенная проблема, снижающая качество жизни. Рассмотрим безопасный, эффективный немедикаментозный способ справиться с бессонницей.

Сказки от тёти Лизы

Послушайте, как здорово наша Лиза рассказывает хорошо знакомые сказки. Думаем, что сказки от тети Лизы понравятся нашим маленьким ученикам не меньше, чем ее логопедические занятия.

«Чипсы против чипсов» или «Чипсы начинают и выигрывают»

История эта произошла в одном из ресурсных классов. Илья (имя изменено) учится во 2 классе по программе 8.3 – что-то получается лучше, что-то хуже, впрочем, как и у любого другого ребенка.

Истерики и как с ними быть

“Дети ведут себя хорошо, если могут” – пишет профессор Росс В.Грин в своей книге “Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых детей”. Для детей с расстройствами аутистического спектра это утверждение также абсолютно справедливо, но лишь с небольшой оговоркой...

Мы работаем в Москве, наш центр предоставляет услуги ABA детям с РАС и детям с другими особенностями развития.
Для взрослых мы проводим курсы ВСВА, КПК, RBT, семинары и тренинги.

  +7 (495) 780-32-90   +7 (966) 062-90-70

© Copyright 2018 ProABA. Все права защищены
Политика конфиденциальности  •  Лицензии