FAQ

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что такое ABA?

ABA — это аббревиатура. Она расшифровывается как «Applied Behaviour Analysis«, что переводится как «Прикладной Анализ Поведения«.

Прикладной анализ поведения — это научная дисциплина, систематически использующая базовые принципы изменения поведения для формирования социально-значимых навыков или снижения опасных или социально неприемлемых видов поведения. Проще говоря, ABA — это научная дисциплина, которая помогает нам учить других людей делать что-то хорошее и нужное и не делать чего-то плохого.

В области поведенческой науки также существует экспериментальный анализ поведения, который основан на научных трудах и философии Б. Ф. Скиннера о радикальном бихевиоризме. Наука прикладного анализа поведения и базовые принципы сформированы именно на основе экспериментального поведенческого анализа.

Как отличительными чертами обладает программа ABA?

Все программы ABA предполагают, что мы исследуем поведение. Мы оцениваем факторы, которые на него влияют или должны влиять. Обычно мы оцениваем предшествующие факторы и последствия, которые могут влиять на частоту возникновения поведения в дальнейшем. Это позволяет нам формировать новые навыки, планировать наше вмешательство. При этом навыки, которые мы формируем, обычно подвергаются детальной оценке: они разделяются на небольшие части, которые мы можем постепенно осваивать, шаг за шагом.

В рамках вмешательства ABA навыки формируются с помощью подкрепляющих стимулов (призов и похвалы), формирования реакции, с помощью подсказок и их постепенного удаления,  обучения различать стимулы и обобщать полученные навыки в разных условиях.

При этом на всех этапах осуществляется сбор данных, который позволяет оценить прогресс клиента.

Какие навыки можно сформировать с помощью ABA?

ABA фокусируется в первую очередь на развитие навыков группы «умение обучаться». В неё входят такие навыки, как: навыки коммуникации (понимание речи, экспрессивная речь, жестовая речь или общение с помощью аугментативной системы коммуникации), социальные навыки, навыки имитации (повторения за другими людьми действий и слов, которые они произносят).

Также ABA уделяет много внимания навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, при этом важность развития того или иного навыка определяется возрастом ребёнка — мы всегда стараемся соответвовать примерной возрастной норме детей.

При этом ABA не обходит стороной и академический навыки — детей учат читать и отвечать на вопросы по тексту, писать, считать, выполнять простые математические действия и так далее.

Сбалансированная и тщательно реализуемая программа ABA может помочь ребёнку подготовиться к детскому садику или школе.

А не будет ли такого, что ребенок научится делать все это в присутствии ABA педагога?

Верно составленная ABA программа и тщательно спланированное вмешательство, реализованное в достаточном объёме, формирует высокий уровень обобщения приобретенных навыков. Это значит, что ребёнок сможет научиться чему-то в рамках ABA программы, а затем перенести свои новые умения в естественную среду.

Могу ли я присутствовать на занятиях? Можем ли мы придти на занятие вместе с бабушкой и логопедом?

Как законный представитель ребенка, вы безусловно имеете право присутствовать на занятии, более того, очень важно, чтобы вы знали, чем именно занимаются педагоги и как именно они выполняют то или иное упражнение. Для выполнения некоторых упражнений ваше присутствие является насущной необходимостью, например, при обучении навыку просьбы или навыкам безопасного поведения.

Бывают, однако, ситуации, когда в присутствии мамы ребенок отказывается заниматься, постоянно просится «на ручки», беспокоится. В такой ситуации важной задачей будет научить ребенка спокойно взаимодействовать с педагогом как в присутствии мамы, так и тогда, когда мамы рядом нет. В будущем ребенок будет ходить в школу, а мамы появится время для работы или других дел, если ребенка научили заниматься без мамы. Поэтому на каком-то этапе педагог может предложить вам недолго побыть в холле. Вы всегда имеете право отказаться.

Если вам хочется, чтобы бабушка или ваш логопед посмотрели занятия, то лучше посетить занятие по очереди. Как показывает опыт, люди на занятии отвлекаются, разговаривают между собой, у них звонят телефоны, что очень мешает вести занятие, отвлекает и ребенка и педагога.

АВА педагог будет кормить ребенка конфетами? А как же потом мой ребенок будет заниматься с другими педагогами?

В прикладном анализе поведения принято подкреплять правильное поведение. В теории Скиннера подкрепление описано как процесс, в ходе которого после поведения (в результате поведения) наступают приятные последствия, что приводит к увеличению частоты поведения в будущем. Поэтому мы предоставляем приятные последствия для правильных реакций. Правильная реакция для каждого ребенка своя: для кого-то это решенная задача, выполненное физическое упражнение, а для кого-то пока просто взгляд в глаза или спонтанно произнесенный звук. Критерии правильной реакции выбираются в зависимости от навыков ребенка. Для того, чтобы процесс подкрепления работал, мы должны быть уверены в том, что тот предмет, который ребенок получает после хорошего поведения, ему нравится. Часто это сладости и другие угощения. Но это совершенно не означает, что ребенок все время будет есть конфеты во время уроков. задача педагогов найти другие поощрения, если других поощрений найти не получается, можно провести процесс обусловления новых поощрений. Подробнее о том как это сделать можно прочесть в книге доктора Партингтона «Успех в спектре». Вторая цель — постепенно снизить частоту подкреплений и придти к тому уровню подкрепления, который существует в естественной среде ребенка. То есть, если в подготовительном классе учитель ставит штампик «солнышко» за 1 строчку написанных цифр, наш ребенок научится писать одну строчку цифр, чтобы получить подкрепление (штампик «солнышко»).

Почему я должен оплачивать какое-то тестирование? Разве педагог не может посмотреть на моего ребенка и определить, чем нужно заниматься с ним?

Прикладной анализ поведения — высокоэффективное вмешательство, построенное на индивидуальной основе. Программа каждого ребенка индивидуальная и содержит именно тот набор упражнений, который необходим для развития ребенка именно сейчас. Как построить такую программу? На что опереться в ходе принятия решений? Только лишь на личное мнение и опыт конкретного педагога? А что, если он ошибается? Чтобы минимизировать риски ошибок при построении программы и выборе целей вмешательства мы используем обширное тестирование уровня развития навыков ребенка. Тестирования бывают разными — например, в ходе тестирования вы можете получить как результат психологический возраст ребенка. Такая информация не дает возможности построить программу, выбрать цели. Поэтому мы используем так называемые критериальные оценки, такие тестирования, в ходе которых весь репертуар навыков ребенка разбивается на области, в каждой области определены критерии уровня развития навыка и мы сравниваем текущий уровень развития навыков с критерием. В результате такого тестирования получается не единый общий показатель (психологический возраст или IQ), а профиль ребенка, который позволяет выбрать цели работы очень точно. В нашем центре используются два вида тестирования — VB-MAPP Марка Сандберга и ABLLS-R Джеймса Партингтона. Оба эти тестирования широко используются во всем мире для построения программ поведенческого вмешательства, оба тестирования переведены на русский язык и в переводе и публикации обоих тестов принимали участие супервизоры нашего центра.

В другом центре сказали, что моему ребенку нужно ввести ПЕКС. Мне не нравится эта идея - зачем тогда ему разговаривать, если он может просто сунуть мне карточку?

Мы понимаем ваши опасения, однако, к счастью, они не оправданы. Если пока ребенок не говорит, у него мало возможностей сообщить нам о том, что ему нужно или что ему просто хочется. Ребенок находится в этой ситуации день за днем, для него пока нет из нее никакого выхода. Поэтому часто ребенок начинает плохо себя вести — кричать, плакать, тянуть или толкать вас — когда ему чего-то хочется. Как же выйти из этой ситуации? Мы не хотим, чтобы нежелательное поведение происходило снова и снова, мы хотим чтобы ребенок хорошо себя вел и мог попросить о том, что ему нужно. Отличный выход сделать просьбу легче. Попросить словами у ребенка сейчас не получается, так давайте дадим ему посильный способ это сделать. Например, введем систему коммуникации с помощью карточек ПЕКС. Эта система отлично зарекомендовала себя как в России, так и за рубежом, методика подробно описана, опытные педагоги помогут ребенку научиться правильно пользоваться этой системой. Ваш ребенок научиться сообщать нам о том, что ему нужно, станет вести себя лучше (зачем драться, если можно попросить?) и станет десятки раз в день обращаться к вам по множеству поводов. Общение будет налажено, качество жизни ребенка будет улучшаться, а когда он перейдет на 4 этап пользования системой (подробнее можно прочесть вот в этой книге) мы начнем применять дополнительные методики, чтобы стимулировать произнесение слов. Многочисленные исследования показывают, что введение системы альтернативной коммуникации повышает вероятность того, что ребенок станет использовать слова для общения. Опубликованных научных исследований, которые утверждали бы, что карточки ПЕКС «мешают» ребенку заговорить — нет.

Мы работаем в Москве, наш центр предоставляет услуги ABA детям с РАС и детям с другими особенностями развития.
Для взрослых мы проводим курсы ВСВА, КПК, RBT, семинары и тренинги.

  +7 (495) 780-32-90   +7 (966) 062-90-70

© Copyright 2018 ProABA. Все права защищены
Политика конфиденциальности  •  Лицензии