ЧТО Я БУДУ КУШАТЬ ЗАВТРА ?

А ЧТО - ЧЕРЕЗ ГОД

Автор статьи Александра Жесткова, MA, BCaBA

Редакция 27/08/2016

Опубликовано в первые в группе «…и сделать шаг вперёд»

Итак, маленький человечек появляется на свет и с первых дней его жизни, мы с вами все это знаем, он питается грудным молоком или специальной детской смесью. Есть всего две опции – молоко или смесь, и к каждой из них добавляется еще и питьевая вода. Чуть позже ребёнок начинает есть пюре, простые кашки, перетертую еду и так далее, до того самого момента, когда он научается кушать то же, что кушают взрослые в его семье (ну или почти то же). В каждой культуре это происходит в разное время. Согласно исследованиям, приводящимся с 1956 года, наибольший процент матерей, кормящих грудью, проживает в латино-американских странах. При этом они раньше всех переводят своих детей на прикорм – в 4 месяца. По данным ВОЗ, в среднем по миру 74,34% новорожденных всего мира находятся на грудном вскармливании. Для детей 6-ти месяцев эта цифра снижается до 43,36% детей, а для годовалых детей составляет всего лишь 22,8%.

Обратите внимание, более половины детей в 6 месяцев уже не получают грудного молока или специальной детской смеси, а полностью находятся на прикорме.
В некоторых странах широко практикуется раннее введение прикорма: с 4-х месяцев почти все малыши кушают детские пюре и хлопья. В других странах принято вводить прикорм в 6-8 месяцев. Так когда же нужно вводить прикорм? Где тот волшебный день между 6 и 9 месяцами жизни, в который можно впервые дать ребёнку немного пюре с ложечки?

Сроки введения первого прикорма определяются как общими физиологическими возрастными особенностями, так и навыками, приобретаемыми малышами в ходе индивидуального развития.

Так сосательные движения поначалу носят чисто рефлекторны, а с 4 до 6 месяцев приобретают более осознанный характер. Благодаря этому ребёнок начинает уже сознательно совершать движения челюстью вперёд и назад, что позволяет употреблять жидкость не только из соски, но и из чашки или из непроливайки.

Ребёнку с шести месяцев можно предлагать некоторые виды жидкой пищи: еда, которую дети употребляют к концу 6 месяца жизни, обычно доводится до такого состояния, что дети скорее пьют её, нежели едят. Что касается необходимых навыков, к моменту введения первого прикорма ребёнок должен научиться сидеть с поддержкой и прямо держать голову и шею.

Между 6 и 9 месяцами появляется следующий очень важный навык — дети начинают открывать рот на встречу ложечке с едой. С этого момента можно вводить более густое пюре. Примерно в этом же возрасте детки начинают совершать движения челюстью и языком, напоминающие жевание – они научаются двигать нижней челюстью из стороны в сторону, а языком – вперёд и назад. В этом возрасте детки как правило учатся двигать еду во рту языком, что является важной ступенью в развитии навыков, связанных с едой; теперь пора добавлять в протертую еду небольшие кусочки. Также к 10-му месяцу жизни дети научаются очищать ложку с помощью верхней губы. В этом возрасте ребёнок уже может пить через трубочку и кушать еду при помощи рук – это могут быть сваренные на пару овощи, мягкий хлеб без корочек и так далее.

Между 9 и 12 месяцами дети научаются кусать; в их пище могут присутствовать уже более значительные кусочки. А к году большинство детей уже может самостоятельно кушать печенье, а также некоторые виды мягких фруктов и овощей – речь идёт о той пище, которую можно перетереть во рту языком и проглотить.

Между 13 и 15 месяцами жизни дети учатся жевать, а к 16-18 месяцам этот навык развивается настолько хорошо, что деткам уже можно давать вареное мясо и большинство овощей и фруктов.

Одна беда – в этот период дети всё грызут, исследуют на вкус ложку, проверяют на прочность все игрушки, а также мамины нервы. К сожалению, понимание разницы между съедобными и несъедобными предметами у детей формируется лишь к двум годам, и в этот период жизни дети часто тянут в рот не только несъедобные предметы, но и опасные для их здоровья.

С 18 месяцев до 2 лет у детей формируются определённые вкусовые пристрастия.

К 2 годам у ребенка обычно формируются все необходимые навыки, связанные с питанием, и в течении нескольких следующих лет они лишь оттачивают и улучшают их; и в этот период их пищевые паттерны становятся все больше и больше похожими на паттерны взрослых из их окружения. При этом следует помнить, что социальные и культурные навыки, связанные с приёмом пищи, формируются на протяжении всей жизни. Согласитесь, сложно ожидать от двухлетнего ребёнка, что он потребует свой десертный нож, когда перед ним положат пирожное.

Все, о чем мы говорили выше, связано с развитием пищевого поведения у большинства детей. При этом любой ребёнок может развиваться отличным от стандартного путём. И ни для кого из нас не секрет, что детки с особенностями развития могут испытывать затруднения, связанные с приемом пищи.

В 1995 году Тэмпл Грэндин отмечала, что «многие дети с аутизмом разборчивы в еде и употребляют в пищи только вполне определённые продукты. Их выбор обычно производится на основе их сенсорных особенностей. Они не могут переносить текстуру еды, запах, вкус или звук (*во время жевания – прим. переводчика) еды у них во рту». Также в своей статье «The sensory profile: a discriminant analysis of children with and without disabilities» Эрмер и Данн описывают исследование, в рамках которого они составили сенсорные профили для 38 детей с аутизмом, 61 ребёнка с синдромом гиперактивности и 1075 нейротипичных детей. Исследование показало, что дети с аутизмом обладали более высокой чувствительностью области рта, чем дети из других групп, а также определёнными проблемами в восприятии некоторых ощущений. Их поведение, направленное на поиск новых сенсорных ощущений, также возникало значительно реже, чем у детей других групп. В связи с этим они не были склонны исследовать новые игрушки, издающие странные звуки или позволяющие детям заниматься новой для них двигательной активностью.

Впервые описывая и определяя аутизм, Каннер в 1943 году также указал в списке проблем особенности поведения, связанного с едой. Несмотря на то, что атипичный паттерн питания не является диагностическим критерием аутизма, от 60% до 90% детей с аутизмом испытывают сложности в этой области. Это отмечалось в статьях Флэнэгана, Пиаццы, Ледфорда и Гаста. При этом исследования в этой области выявили три наиболее распространенные проблемы с едой у детей с аутизмом:
1) Избирательность в еде – ребёнок ест только определённые виды пищи, выбирая их по текстуре, цвету, вкусовым ощущением и так далее;
2) Частые отказы от еды;
3) Агрессивное и разрушительное поведение во время приёма пищи.

При этом в своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что дети застревают в какой-либо стадии развития, например, употребляя в еду только перетёртую пищу с самого детства. С одной стороны это можно отнести к первому виду затруднений, ведь перетёртая еда обладает достаточно специфичной текстурой. С другой стороны причина такой особенности может крыться в недостаточном развитии артикуляционного аппарата.

На начальных этапах жизни челюсть ребёнка двигается вперёд и назад – это помогает ему сосать и глотать. Затем ребёнок научается двигать нижней челюстью вверх и вниз – и именно момент приобретения этого навыка определяет момент введения перетёртой пищи и пюре.
Затем дети научаются двигать челюстью из стороны в сторону, а языком – вперёд и назад; в этот момент можно вводить варёные овощи, мягкий хлеб и сыр.
И только когда ребенок научается двигать челюстью по диагонали, а также совершать круговые движения, можно начать предлагать ему сырые овощи и фрукты, тосты, мясо, крупы и так далее.

Если же артикуляционный аппарат ребёнка развит недостаточно, это может стать серьёзным препятствием для развития пищевого поведения.

При работе с пищевым поведением у детей с аутизмом на первых этапах обычно используются изменения окружающей среды и разные способы приготовления пищи. При необходимости также могут быть проведены функциональный анализ и комплексное поведенческое вмешательство.

ПОСМОТРЕТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ

Как справиться с поеданием несъедобного

Многие из нас когда-то подставляли язык первой снежинке или лизали качели на морозе. Таков романтический, ну или весьма поучительный опыт детства.

Сказки от тёти Лизы

Послушайте, как здорово наша Лиза рассказывает хорошо знакомые сказки. Думаем, что сказки от тети Лизы понравятся нашим маленьким ученикам не меньше, чем ее логопедические занятия.

Про Аню в лагере

Когда приехала к нам на интенсивные курсы Аня, мы отметили большие сложности с установлением сотрудничества, порой было сложно добиться выполнения даже самых простых инструкций и учебных заданий.

Ребенок постоянно требует внимания: как реагировать на проказы

Когда ребенок пытается привлечь внимание окружающих, он может выбрать не самый лучший, с нашей точки зрения, зато крайне эффективный способ. Как поступить взрослому, невольно получившему роль в таких играх.

Мы работаем в Москве, наш центр предоставляет услуги ABA детям с РАС и детям с другими особенностями развития.
Для взрослых мы проводим курсы ВСВА, КПК, RBT, семинары и тренинги.

  +7 (495) 780-32-90   +7 (966) 062-90-70

© Copyright 2019 ProABA. Все права защищены
Политика конфиденциальности  •  Лицензии  •  FAQ

Корзина Удалено. Отменить
  • В корзине пусто.