Глава 7. «Поедание пластыря»

В этой главе доктор Ньюман рассказывает о мальчике с расстройством аутистического спектра (РАС). Жизнь Стивена и его семьи текла своим чередом: он немного разговаривал и вёл себя довольно спокойно. Ситуация изменилась неожиданно, когда мальчик начал… съедать пластырь, которым была заклеена небольшая ранка на его руке. Ранее он никогда не пробовал несъедобные предметы (такое поведение называется пикацизм), и признаков голода у него не было.

Специалисты, изучавшие этот случай, вскоре заметили, что нечто похожее происходит в столовой. Там Стивен пытался выкинуть из своего ланч-бокса пластиковые вилки и ложки, а если ему запрещали — пробовал их съесть.

Дальнейшие наблюдения позволили обнаружить корень проблемы. Для Стивена был крайне важен строгий порядок: ровно стоящие стулья, закрытые дверцы шкафов и т.д. Яркий пластырь, по его мнению, нарушал эту гармонию, а разбросанные в коробке столовые приборы нужно было срочно «убрать» — даже таким радикальным способом.

Для коррекции поведения специалисты изменили условия (антецеденты): подобрали пластыри нейтрального телесного цвета вместо ярких мультяшных. Также была проведена процедура систематической десенсибилизации к ношению пластыря. В результате поведение «поедание пластыря» удалось устранить.

Доктор Ньюман выделяет здесь два типа проблемного поведения: пикацизм и ритуалы, похожие на ОКР, когда ребёнок стремится упорядочить окружающий мир. Пикацизм — крайне опасное поведение, которое может представлять угрозу для жизни. И поскольку его причины могут быть разными, вслепую применять описанные методы нельзя. Необходимо провести функциональный анализ, об этом доктор Ньюман подробно рассказывает в седьмой главе.

Поведение, связанное с навязчивым порядком, кажется менее опасным, но оно может усугубляться. Например, в нашей практике был ребёнок, который выкладывал узоры из бытовых предметов. Сначала это забавляло взрослых, но проблемное поведение имеет свойство усложняться и занимать всё больше времени. Постепенно мальчик стал строго следить, чтобы никто не трогал разложенные предметы, а затем начал включать в «узор» людей, размещая их в определённых местах и запрещая двигаться. Попытки «нарушить узор» — передвинуть предметы или просто уйти со своего места — вызывали у него тяжёлые истерики. В этот момент семья обратилась к нам с просьбой провести коррекцию этого проблемного поведения.

Коррекция заняла около месяца. Если бы вмешательство началось раньше, на устранение проблемы могла бы уйти всего неделя.

Главный вывод: нельзя игнорировать явно опасные формы поведения. Но и те, что кажутся безобидными, требуют своевременной работы, пока они не переросли в тяжёлые. Чем раньше мы, родители и педагоги, заметим проблему и грамотно на неё отреагируем, тем легче и гармоничнее сложится жизнь ребёнка и его семьи.

Слушайте полностью главу 7 книги Бобби Ньюмана «Что за функция?» в прочтении Екатерины Борисовны Жестковой на нашем сайте.