Нежелательное поведение Полезное Теория

Агрессия и другие виды социально неприемлемого поведения у детей с РАС. Часть 2

Какие виды проблемного поведения характерны для детей с РАС? Почему так важна поведенческая коррекция? Ответы на эти вопросы в статье.

Перевод фрагмента руководства «Aggressive and challenging behaviors tool kit», опубликованного на платформе autismspeaks.org.

В первой части мы рассказали, как часто и по каким причинами дети с аутизмом проявляют агрессию и другие виды социально неприемлемого поведения. В этот раз мы подробнее остановимся на том, что именно и каким образом может снизить уровень жизни ребенка и его семьи.

Почему важно работать над проблемным поведением

Иногда достаточно просто справиться с поведением ребенка, внеся небольшие изменения в распорядок дня, окружающую обстановку или предъявляемые требования. Например, Петя обедает целый час, в процессе многократно швыряет ложку и вертит головой. Не так уж трудно взять на вооружение предпочтения мальчика и убрать из рациона ненавистный суп, заменив его на более приемлемый вариант с той же пищевой ценностью. Однако не всегда из ситуации находится легкий выход. В случае, когда проблемное поведение сохраняется или даже учащается, следует обратиться за помощью. Если речь о проблемах со здоровьем, понадобится медицинское обследование и терапия. Также возможно стоит ввести дополнительную поддержку и начать развивать навыки, которые обеспечат ребенку и его окружению больший комфорт, чувство безопасности и атмосферу принятия.

Социально неприемлемые виды поведения могут быть единственно доступным способом совладать с теми или иными трудностями в данный момент. Без продуманного вмешательства ребенок и его семья могут столкнуться с нарастающей тяжестью реагирования. Поэтому рекомендуется как можно раньше обучить ребенка адаптивным навыкам.

«В те дни мы могли только гадать, что причиняет Линдси такую боль. Ужасно, когда ты не в состоянии помочь собственной дочери. И конечно, когда Линдси дралась или причиняла себе вред, времени на выяснение причин не было: приходилось либо отстраняться, либо ограничивать дочь физически. Уже позже мы научились видеть за её действиями попытки что-то нам сообщить. Тогда мы сосредоточились на развитии навыков общения. И постепенно нежелательное поведение Линдси сошло на нет, заменившись речью».

Б. К., отец девочки с РАС

Своевременное овладение методами поведенческой коррекции может стать значимым фактором, от которого будет зависеть благополучие человека с РАС и его родных. Часть родителей приспосабливаются к проблеме, уходя от её решения. Недостаток такой стратегии в том, что семья, шаг за шагом, погружается в особый мир, где действуют иные нормы жизни. Ребенка не берут с собой в магазин, потому что он разоряет торговые ряды. Отправляясь в гости к друзьям или родственникам, оставляют дома, потому он будет мешать остальным. Кто-то, например, мирится с тем, что ребенок живет в своем режиме, в результате чего его близкие патологически не высыпаются. Со временем все эти маленькие поведенческие подстройки накапливаются, и становится очень трудно изменить сложившийся уклад. Ребенок и его семья попадают в ситуацию, ограничивающую доступ к многим важным вещам: качественному образованию, медицинской помощи, общению и отдыху.

Нежелательные виды поведения могут серьезно сказаться на уровне жизни человека с аутизмом. Ознакомимся с основными негативными аспектами:

  • Нарушение учебного процесса и торможение развития.
  • Ограничение жизненного опыта и возможностей для роста, начиная с совместных игр, досуга и учебы со сверстниками и заканчивая вариантами работы, условиями проживания и полнотой взаимодействия с обществом.
  • Травматизация и боль вследствие агрессии и практики самоповреждения.
  • Ухудшение психоэмоционального состояния, выражающееся в депрессии, стрессе, тревожности, одновременно с низкой самооценкой и отсутствием самоуважения.
  • Утрата связей с родителями, братьями и сестрами и другими родственниками.
  • Финансовая несостоятельность ввиду низкой конкурентоспособности на рынке труда, расходов на медицинские услуги и социальное сопровождение.
  • Недостаток независимости и личного выбора.

Близкие люди также ощущают на себе отдачу:

  • Дополнительный стресс и беспокойство.
  • Социальная изоляция из-за общественного осуждения и непонимания.
  • Развитие депрессивных и тревожных расстройств у членов семьи.
  • Недостаток времени на нужды других детей и остальные значимые сферы жизни.
  • Угроза собственному здоровью.
  • Постоянный страх за жизнь ребенка с РАС и других членов семьи.
  • Дефицит поддержки со стороны супруга, других родственников или друзей в связи с организационными сложностями.
  • Дыра в семейном бюджете как следствие трат на обеспечение необходимых условий, покрытие материального ущерба и медицинское обслуживание, а также из-за вынужденного прекращения работы одним из родителей или опекунов.
  • Выгорание педагогического персонала и отказ от работы с ребенком.
  • Прекращение попыток изменить ситуацию из-за устойчивости проблемных проявлений.

Очевидно, что отсутствие коррекции чревато неприятными и даже опасными последствиями. Необходимо приступить к решению вопроса как можно раньше. Представьте, что вас толкает или бьет наотмашь малыш весом в двенадцать килограмм. Ничего страшного? А если это подросток в вашей весовой категории? Если у ребенка обнаруживаются поведенческие проблемы, с которыми не выходит совладать собственными силами, необходимо обратиться за помощью специалистов.

Какие виды неприемлемого поведения распространены среди лиц с РАС

В самом начале пути полезно ознакомиться с информацией о беспокоящем вас поведении. Знание особенностей, а также терминологии поможет дать более точное описание в беседе со специалистом. Это, в свою очередь, позволит скорее определить сложность ситуации и подобрать соответствующую команду и методы коррекции.

Интенсивность, частота и тяжесть поведения варьируются от человека к человеку, в зависимости от условий и изменяются в течение времени. Мы предлагаем список широко встречающихся видов нежелательного поведения. Кое-что из перечисленного ниже ─ редкость для конкретного ребенка, а что-то никак к нему не относится. Однако решение каждой из представленных проблем требует некоторого набора навыков и понимания ситуации, а также, в случае возникновения, помощи профессионалов.

Нарушение порядка означает следующее: ребёнок своими действиями мешает остальным, прерывает привычное течение жизни. Например, срывает уроки, затрудняет рабочий процесс, не дает родителю сходить в туалет, одеться или приготовить завтрак. При этом нарушитель спокойствия обычно стучит чем-нибудь, пинает, сметает или бросает предметы, рвёт вещи, кричит, плачет или ругается.

Побеги ─ крайне опасное поведение, когда человек убегает и самостоятельно не возвращается. В случае с детьми-аутистами это выглядит так: ребенок отдаляется от безопасного места, родителя или воспитателя. Например, внезапно убегает или уезжает, скрытно уходит или принимается бродить.

«Мы работали с регулярно убегающим подростком. И не могли понять, почему побеги повторяются из раза в раз. Все очень переживали за П.! Так и не найдя причин, мы начали учить парня спрашивать разрешение. Со временем, прежде чем выйти за дверь, он стал подходить к матери с просьбой выпустить его на улицу. Появилась возможность сказать, где он может побегать. Также мать могла отправиться вместе с сыном на пробежку. Конечно, это был далеко не идеальный выход из ситуации. Однако выбранный способ оказался наиболее доступным вариантом, позволявшим обезопасить «прогулки» на тот момент».

К.Л., психолог

Недержание ─ обычно непроизвольное мочеиспускание или испражнение, как правило, не в унитаз, горшок или подгузник. Причины недержания могут лежать в медицинской плоскости или представлять собой несформированность туалетных навыков. В некоторых случаях дети с РАС затрудняются вовремя распознавать сигналы собственного тела. Иногда же это поведение может быть выученным: ребенок намеренно писает на пол, чтобы привлечь внимание или избежать требований.

Отказ от сотрудничества характерен для многих людей с РАС. Как это проявляется? Ребенок часто нарушает правила, отказывается следовать указаниям взрослого, не выполняет просьбы и отвергает помощь. Сопротивление может выражаться по-разному: пассивное игнорирование требований, жалобы, крик, агрессия, самоповреждение. Важно помнить, что наряду с осознанным сопротивлением существует вероятность, что ребенок плохо понимает речь, устал, недостаточно мотивирован или ему не хватает организационных, моторных и прочих навыков для выполнения задания.

Обсессии, компульсии и ритуалы ─ выраженные навязчивые побуждения, затрудняющие жизнь ребенка и его окружения. Необходимость перестраиваться, приспосабливаться к пусть и небольшим переменам вызывает огромный стресс. Компульсивная составляющая играет роль в появлении дополнительных проблемных видов поведения в качестве ответа на нарушение привычного образа мира или прерывание ритуала.

  • Обсессия означает, что мысли и чувства человека периодически полностью подчиняются какой-либо идее, образу или желанию. Например, Коля посмотрел познавательную передачу и теперь уже как три месяца рассказывает всем подряд про лифты.
  • Компульсия описывает неопреодолимую потребность произвести определенное действие или выполнить что-то определенным способом: разложить ровно столовые приборы, повесить одежду по цветам и т.п.
  • Ритуал ─ систематически выполняемая строгая последовательность ряда действий с целью сохранить спокойствие или снизить уровень тревожности. Например, подросток не засыпает, не разбросав по кругу подушки.

Физическая агрессия ─ это применение силы, причиняющее дискомфорт и потенциально вредящее здоровью жертвы. Сюда входят следующие виды поведения, направленные в адрес другого: бить кулаком или предметом, кусаться, хватать за части тела, тянуть за волосы, шлепать, щипаться, пинаться, царапаться, толкаться, бодать головой, а также кидаться предметами.

Порча имущества связана с нанесением материального урона, уничтожением собственности. Ребенок ломает, бросает, рвет, царапает, режет свои или чужие вещи.

Самоповреждением считается любое действие (или попытка такового), причиняющее вред собственному телу. Чаще всего дети с РАС бьются головой о предметы, ударяют по голове рукой, хлопаются телом обо что-то, бьют, щипают или кусают себя, а также давят пальцами на глаза, ковыряют раны и выдергивают волосы. Если аутизм сопровождается дополнительными психиатрическими расстройствами, возможны другие виды членовредительства. Ребенок может жечь и резать кожу, и даже ломать собственные кости.

Неадекватные сексуальные действия представляют собой разнообразное непристойное поведение и объясняются недостатком самоконтроля и дефицитом социальных навыков. Сюда входят неприличные предложения и прикосновения, беспорядочные половые связи, оголение гениталий, мастурбация на публике, разговоры о сексе и подглядывание за другими (вуайеризм). В зависимости от тяжести и обстоятельств такое поведение может быть признано сексуальной агрессией.

Угрозы могут быть устными и письменными. Направленными на человека или на его имущество. К угрозам также относят физические действия, когда отсутствует непосредственный контакт или фактический вред: например, подросток грозит ножом отчиму.

Истерика или так называемый нервный срыв (meltdown) описывает эмоциональный взрыв, сопровождаемый плачем, криком, упрямством. Ребенок при «мелтдауне» может потерять контроль над собственными реакциями, быть не в состоянии успокоиться даже после получения желаемого.

Вербальная агрессия включает в себя словесные угрозы, насмешки, брань, негативизм, ультиматумы и другие деструктивные формы общения.

Менее характерные поведенческие проблемы

Различные манипуляции с фекалиями не так распространены, но и про такое поведение знать не помешает. Что это такое? Ребенок помещает палец в анус, а также может размазывать испражнения по себе и вещам вокруг. Указанное поведение может быть обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья, например, раздражением кожи, инфекцией, геморроем или энкопрезом. Иногда с помощью таких действий ребенок привлекает внимание или избегает неприятных ситуаций.

Отказ от еды считается серьезным нарушением пищевого поведения. Название говорит само за себя: ребенок отказывается принимать пищу, причем любую.

Пикацизм, пика или извращение аппетита ─ пищевое расстройство, заключающееся в том, что человек потребляет предметы и субстанции, не предназначенные в пищу. Например, ест землю, глину, мел, краску или пластилин. Пика может быть вызвана недостаточно разнообразным рационом или нехваткой некоторых минеральных веществ.

Руминация ─ ситуация, когда ребенок произвольно или непроизвольно выплёвывает или срыгивает частично переваренную пищу и снова её жуёт, затем глотает и может повторно выплюнуть. Причиной тому обычно рефлюкс или другие расстройства пищеварительного тракта.

При вызванной или самопроизвольной рвоте необходимо исключить гастроэзофагеальный рефлюкс, повышенный рвотный рефлекс и булимию.

Важно помнить о том, что всё вышеперечисленное, хотя и социально неприемлемо, не всегда зависит от субъекта. Некоторые виды поведения являются выученными, другие же спровоцированы биологическими факторами. В последнем случае следует выявить конкретную причину и пройти соответствующее лечение. Это позволит вернуть комфорт в жизнь ребенка и создать более благоприятную среду для обучения адаптивным навыкам. Даже если терапия не даст быстрого результата, само понимание физиологических или неврологических причин поведения позволит взглянуть на ситуацию под иным углом.

Мы работаем в Москве, наш центр предоставляет услуги ABA детям с РАС и детям с другими особенностями развития.
Для взрослых мы проводим курсы ВСВА, КПК, RBT, семинары и тренинги.

  +7 (966) 062-90-70

© Copyright 2019 ProABA. Все права защищены
Политика конфиденциальности  •  Лицензии  •  FAQ

Корзина Удалено. Отменить
  • В корзине пусто.