Адаптивное поведение Клинические примеры Лагерь Нежелательное поведение Практика

Мой ребенок закатывает истерики в самолете. Что делать? Опыт работы летнего АВА-лагеря

О том, как с помощью визуальной поддержки и других методов ПАП научить ребенка хорошо себя вести в общественных местах.

Текст и материалы предоставлены Юлией Штыкановой, поведенческим специалистом и участником команды центра «Шаг вперёд» в летнем АВА-лагере 2019.

Летом 2019-го года к нам в ABA-лагерь приехал Андрей (имя изменено). Мальчик уже был знаком с поведенческой терапией и занимался некоторое время по программе, составленной в нашем Центре. На занятиях с педагогами девятилетний Андрей иногда дрался, кричал, разбрасывал предметы. Агрессивное поведение разворачивалось цепочкой и требовало коррекции. Вскоре выяснилось, что эпизоды возникали при разных обстоятельствах. Например, в магазине, когда ребенку отказывали в покупке желаемого или когда нужно было идти на выход из торгового центра. Взрослые, сопровождавшие мальчика, затруднялись справиться с бурными истериками ребенка.

В беседе с мамой выяснилось, что Андрей часто сопротивляется требованиям соблюдать временные рамки при посещении общественных мест (приходить, уходить в определенный момент времени). Это подтверждали и данные наблюдения, полученные педагогами.

На занятии Андрей мог многократно (сотни раз) спрашивать, когда же он пойдет к маме. Однообразные вокализации, носящие характер зацикленностей, случались и во время перемещений, например, из столовой к бассейну.

В столовой мы обратили внимание, что Андрей не сидел за столом, а если сидел, то отказывался пользоваться столовыми приборами и ел руками.

Задачи

Терапевтическая команда приняла решение начать работу над поведением в естественной среде. Совместно с семьей были сформулированы основные задачи:

  • Коррекция нежелательного поведения (вокализации и агрессия);
  • Развитие навыков самообслуживания;
  • Формирование адаптивного поведения в общественных местах;
  • Формирование навыков приема пищи (сидеть за столом и пользоваться приборами).

Методы

Так как сильной стороной Андрея являлось развитое зрительное восприятие, мы решили прибегнуть к визуальной поддержке, включая:

  • визуальное расписание;
  • видеомоделинг;
  • социальные истории,
  • различные списки (список покупок; списки мест, куда мы пойдем и т.п.).

список покупок, списки мест куда мы пойдем

Также с целью коррекции поведения использовались следующие процедуры:

  • дифференциальное подкрепление несовместимого поведения (DRI);
  • дифференциальное подкрепление отсутствия реакций (DRO);
  • тайм-аут;
  • тактика предупреждения о смене деятельности;
  • тактика четко различимых последствий;
  • корректирующая обратная связь.

Визуальная поддержка

На занятиях мы ввели специальные жетоны. Их цель была в том, чтобы показать наглядно Андрею, когда он сможет вернуться к маме. Жетоны выдавались по истечению временного интервала, при условии, что на момент окончания интервала не происходило нежелательное поведение. Интервал рассчитывался исходя из предполагаемого времени окончания занятия и прихода мамы. Мы также применяли эту процедуру в столовой для формирования поведения «спокойно сидеть за столом и кушать вилкой/ложкой». В результате планшетка с жетонами этого вида начала выполнять роль часов для ребенка.

Семья успешно внедрила жетоны в другие условия. Например, планшетка помогала ребенку спокойно себя вести в ходе уроков конной езды и прогулок на речном трамвайчике.

визуальная поддержка

Как только удалось улучшить сотрудничество на занятиях и снизить частоту нежелательного поведения, мы приступили к работе в общественных местах, а именно в торговом центре «Мега».

Мы подготовили визуальное расписание: набор карточек, которые крепились в определенном порядке. Для походов в магазин составлялся список вещей, которые должны были оказаться в корзине. Мы продолжили применять жетоны в ситуациях, когда нужно было дождаться смены деятельности или локации.

Андрею понравилось набирать вещи по списку, а мама отметила снижение количества лишних покупок и размера «среднего чека» на 2-3 тысячи.

Тайм-аут

Этот корректирующий метод задействовали при двух условиях: при многократных однотипных вокализациях и в ответ на возникновение агрессивных видов поведения. В первом случае, если Андрей вокализировал при перемещении, мы каждый раз останавливались на 5 секунд. Во втором ─ уводили ребенка из обогащенной среды, предполагающей получение подкрепления на короткий промежуток времени.

Различимые последствия

Применение вышеописанных методов в магазине было успешно. Эпизод проблемного поведения произошел однократно: мальчик отказался идти в еще один отдел и захотел сразу попасть в кафе «Burger King».

Посещение кафе было для Андрея призом за хорошее поведение в течение всего времени пребывания в магазине. Цепочка нежелательного поведения развернулась крайне стремительно: и педагогу вместе с мамой пришлось вывести ребенка на улицу, посадить в такси и уехать в лагерь. Мы были очень благодарны родителю за решительные действия и стойкость в такой трудный момент. Мама, сохраняя спокойствие духа, не сделала ни одной попытки «задобрить» Андрея. Мы ничего не купили и не пошли в кафе, потому что была нарушена договоренность «веду себя спокойно, двигаюсь в соответствии с расписанием».

В результате этого мы сформировали для Андрея четкие правила поведения с ясно обозначенными неизбежными последствиями как для хорошего, так и для плохого поведения.

Как итог, дальнейшие походы в магазин не сопровождались агрессивным поведением, и ребенок без подсказок пользовался расписанием и списком покупок.

Перелет

Следующим этапом была подготовка к перелету домой. По словам матери, Андрей в прошлый раз пережил стресс, отказывался улетать, единственным же способом его уговорить вести себя более спокойно в аэропорту стала покупка игрушек. В самолете мальчик тоже нервничал, пытался выйти и вернуться в здание аэропорта.

Обдумав ситуацию, мы решили ввести календарь, где отмечались бы все значимые события, которые ждут Андрея в ближайшее время: например, поездка в магазин, конная прогулка и прочее. Мы ежедневно показывали ребенку календарь вплоть до дня отлета. Мы также прибегли к уже проверенным в условиях торгового центра инструментам.

Отдельно для аэропорта было составлено визуальное расписание: весь процесс перелета был разбит на отдельные действия, изображенные на карточках. Периоды ожидания облегчала планшетка с жетонами.

Так же была задействована процедура DRO: за отсутствие нежелательного поведения в заданный интервал времени ребенку давали часть картинки, собрав которую, он получал приз. Андрей с удовольствием следовал своему расписанию: сам убирал карточки, следил за количеством жетонов на своих «часах». Скрасить ожидание нам помогли мультфильмы и развивающие игры на ноутбуке, раскраски и детские журналы. Проще говоря, все любимые виды деятельности мальчика. Когда же ребенок пытался вокализировать, мы предъявляли ему разрезанную картинку и напоминали о большом призе. Перелет завершился успешно. Андрей получил свой приз, как только самолет сел!

Генерализация.

Вернувшись домой, Андрей продолжил заниматься в центре «Шаг вперёд». В первый день занятий после лагеря проблемное поведение возобновилось. Далее в течение двух недель педагоги сопровождали ребенка ту часть пути домой, которая проходила мимо его любимого кафе. Помощь членам семьи потребовалась только один раз, после чего проблемное поведение на занятиях прекратилось. Теперь мальчик с удовольствием заходит в кафе, таким образом получая свою честно заслуженную награду.

Выводы

В ходе интенсивного курса реабилитации нам удалось разработать вмешательство, учитывающее сильные стороны ребенка. Андрей научился принимать пищу за столом, пользуясь приборами, посещать магазин и другие общественные места без нежелательного поведения. Ребенок стал лучше ориентироваться во времени и ждать. Все это стало огромным шагом к улучшению качества жизни мальчика и его семьи.

длительность приема пищи

Конечно, впереди еще много вершин! Однако имеющийся прогресс показывает, что Андрей обладает большим потенциалом развития. Слаженная же работа терапевтической команды из родителей и педагогов поможет мальчику и дальше делать успехи в обучении.

Вы также можете скачать дополнительные материалы к статье:

Визуальная поддержка. Планшетка «Не драться»
Визуальное расписание «В аэропорту»

Мы работаем в Москве, наш центр предоставляет услуги ABA детям с РАС и детям с другими особенностями развития.
Для взрослых мы проводим курсы ВСВА, КПК, RBT, семинары и тренинги.

  +7 (495) 780-32-90   +7 (966) 062-90-70

© Copyright 2019 ProABA. Все права защищены
Политика конфиденциальности  •  Лицензии  •  FAQ