Формирование навыков коммуникативного партнера системы альтернативной коммуникации PECS у типично развивающихся сверстников ребенка с РАС
Автор работы: Жигжитова Александра Александровна, г. Улан-Удэ, sanyadash@mail.ru
Аннотация
В данной работе описан процесс формирования поведения коммуникативного партнера альтернативной коммуникации PECS с помощью тренинга BST у типично развивающихся детей средней группы детского сада (возраст 5-6 лет), а также двоюродного брата 7 лет для общения с ребенком с РАС 7 лет. Дополнительно было проверено влияние сформированного навыка коммуникативного партнера ПЕКС окружающих детей на частоту просьб у ребенка с РАС.
Введение
Поведение детей с аутизмом характеризуется нарушением социальных коммуникативных навыков. Работа, направленная на установление руководящего контроля и обучение системам альтернативной коммуникации решают эту проблему.
Система альтернативной коммуникации PECS была разработана для неговорящих детей с аутизмом с целью обучения спонтанному, функциональному общению при помощи обмена символами или картинками. Это система, предполагает обмен карточками с партнером по общению. Преимущества системы PECS заключаются в том, что для начала вмешательства требуется мало предварительных навыков, она недорогая, карточки легко создавать, а стратегии обучения генерализации поведения точно описаны в программе (Фрост, Бонди, 2011). Многочисленные исследования подтвердили эффективность данного вмешательства для повышения коммуникативных и речевых навыков детей с РАС. При этом успешное взаимодействие устанавливалось со взрослым окружением. Вмешательство проводилось специалистами, или обученными членами семьи ребенка: в роли коммуникативного партнера выступал АВА — терапист, педагог, мама, папа или другие (как правило, взрослые) родственники клиента.
Вместе с тем, огромное значение для социальных и коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями имеет уровень их общения со сверстниками – в детском саду, на детской площадке, в семье. Умение обратиться с просьбой к другому ребенку, посмотреть ему в глаза — важный этап формирования взаимоотношений с окружающей средой, который открывает ребенку с РАС большие возможности для дальнейшего развития и социализации (Joe McCleery, Ph.D., 2014)
Успешное социальное взаимодействие зависит от способности обоих партнеров по общению просить и отдавать предметы. При этом обучение типично развивающихся детей из окружения навыкам собеседника системы альтернативной коммуникации PECS может способствовать развитию навыков просьбы у ребенка с РАС (Kathy Thiemann-Bourque et al., 2016)
Цель данной работы — провести тренинг формирования навыков коммуникативного партнера у детей – ровесников ребенка с РАС с помощью тренинга BST, а также проверить влияние сформированного навыка коммуникативного партнера ПЕКС окружающих детей на частоту просьб, включающих зрительный контакт, у данного ребенка.
Участники исследования:
- К. — ребенок с РАС, 7 лет, для общения с взрослыми использует PECS (3 этап).
Присутствует вокальная речь (низкое качество произношения, репертуар вокальных просьб ограничен). На начало вмешательства ребенок не обращался с просьбами к окружающим детям, если ему был нужен предмет, находящийся в руках у другого ребенка, он подходил и быстро выхватывал предмет из рук.
- 3 ребенка средней группы детского сада, которую ежедневно посещает ребенок с РАС, (девочки 5 лет), Были выбраны дети, которые ранее неоднократно проявляли интерес к ребенку с РАС, подходили к нему, задавали вопросы, предлагали совместные игры.
- Двоюродный брат — ровесник (7 лет), с которым ребенок с РАС встречается в семейном кругу 5 дней в неделю.
Среда: Для исследования в детском саду было выбрано пустующее помещение – свободная группа детского сада, находящаяся по соседству с общим групповым помещением, где дети проводят основную часть времени.
Во время тренинга Тренер и ребенок переходили в пустующую комнату, ребенок с РАС в этот момент находился в общей группе, после тренинга его приводили к участнику исследования.
В домашних условиях исследование проводилось в двух комнатах: на кухне, в гостиной.
Ход исследования
Тренинг BST (инструкции, моделирование, практика и обратная связь до тех пор, пока не будет достигнуто мастерство) доказал свою эффективность для формирования навыков коммуникативного партнеров у взрослых в многочисленных исследованиях, как например в статье (Rosales, Stone, Rehfeldt, 2009)
Мы предположили, что для детей дошкольного возраста этот метод не менее эффективен, в упрощенном и доступном для ребенка варианте.
Поведение коммуникативного партнёра (собеседника) в системе обмена карточками ПЕКС разбили на несколько целевых реакций, за каждую самостоятельную реакцию участнику исследования начислялся 1 балл, в итоге баллы суммировались для каждой пробы тренинга. В случае, если целевая реакция не происходила, балл не начислялся. Суммарно количество верных реакций за пробу достигало 6 баллов.
Целевая реакция | Балл |
1. Держит в руках высоко мотивационный стимул, привлекая внимание ребенка с РАС | 1 |
2. Ждёт инициативы ребенка с РАС. | 1 |
3. Берет в правую руку карточку, которую протянул ребенок с РАС | 1 |
4. Поворачивает карточку лицевой стороной к ребенку с РАС | 1 |
5. Называет предмет, изображённый на карточке. | 1 |
6. Протягивает предмет ребенку с РАС | 1 |
Итого: | 6 |
Дополнительно велось наблюдение за поведением ребенка с РАС обращаться с просьбой к сверстникам. Поведение «просить у сверстника» разбили на реакции, зачислялся 1 балл за происхождение реакции, 0 за отсутствие реакции.
Целевая реакция | Балл |
Взять карточку в альбоме Пекс | 1 |
Посмотреть в глаза ребенку, который держит мотивационный предмет | 1 |
Протянуть карточку ребенку, который держит мотивационный предмет | 1 |
Итого: | 3 |
Суммарно количество верных реакций за пробу достигало 3 баллов.
Процедура вмешательства:
- Краткий инструктаж: «Сейчас я тебя научу, как общаться с К. Когда ты держишь игрушку, которую он хочет, он протянет тебе карточку. Я буду ему помогать. Тебе нужно взять у него карточку, показать ее К, и громко назвать то, что на ней нарисовано. Потом ты протянешь ему игрушку, и заберешь карточку».
- Моделинг: «Смотри, сейчас мы тебе покажем. Воспитатель — это К, а я — это ты». Демонстрируется обмен игрушки на карточку.
- Видеомоделинг: демонстрация видеоролика (видео записано заранее, процедура обмена карточки на предмет с участием старшей сестры и брата) Инструкция: «У меня есть видео — давай посмотрим его вместе. Что ты видишь…?».
- Тренинг: Инструкция – «Давай мы поиграем, как будто я — это К. а ты — это ты. У тебя в руках предмет, который я хочу. Я даю тебе карточку…» итд.
- Обратная связь: «Ты молодец, ты хорошо постаралась, но…. Давай попробуем ещё раз!»
- При достижения критерия 3 самостоятельных реакции, в комнату приводили ребенка с РАС, начиналась процедура сбора данных.
- Подкрепление: На фазе сбора данных фона дети получали небольшие призы после каждой попытки. На фазе сбора данных вмешательства дети собирали жетон за каждую попытку взаимодействия с ребенком с РАС. В качестве призов были выбраны мармелад, наклейки, фигурные воздушные шарики, блокнотики и ручки. Виды подкрепляющих стимулов были оговорены с воспитателем и родителями детей заранее.
Анализ графических данных:
Результаты отображены на графиках в приложении 1.
Для оценки поведения коммуникативного партнера типично развивающихся детей был использован многофоновый кроссубъектный дизайн, в каждом графике с помощью гистограммы отображено количество верных реакций поведения «просить» у ребенка с РАС.
Анализ графических данных поведения нормотипичных детей показал: на этапе сбора данных фона у всех детей наблюдался стабильно низкий уровень реагирования. После проведения вмешательства наблюдался стабильный рост верных реакций. Критерий совершенства 6 баллов, достигнут каждым участником вмешательства.
Визуальный анализ графических данных поведения ребенка с РАС «просить у сверстников, глядя в глаза» наблюдается стабильно низкий уровень реагирования, — ребенок не проявил никакой коммуникативной инициативы, направленной на других детей. После вмешательства для типично развивающихся детей, и начала совместных занятий наблюдался нестабильный рост верных реакций, для одной из участниц поведение ни разу не достигнут высший уровень реагирования 3 балла.
Вывод: особенностью этого исследования было вовлечение типично развивающихся сверстников и изучение вмешательства с помощью тренинга BST для развития навыков коммуникативного партнера. После вмешательства все сверстники научились обменивать карточку PECS на предметы с ребенком с РАС в условиях детского сада, и в домашних условиях, на основании чего мы можем сделать вывод об эффективности данного вмешательства.
Также наблюдалось учащение поведения ребенка с РАС обращаться с просьбой, глядя в глаза сверстникам. При этом ребенок до конца исследования показал нестабильность навыка просьбы, что свидетельствует о низком уровне генерализации навыков и сложностях в сфере взаимодействия с ровесниками.
Ограничения: после большого количества проб для каждого участника, высокомотивационные стимулы для ребенка с РАС теряли свою привлекательность, что могло повлиять на его поведение просить.
Литература:
- Л. Фрост, Э. Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)). М.: Теревинф, 2011 г.
- Joe McCleery, Ph.D. (2014) Peers to Teach Children with Autism and Other Developmental., Pyramid Educational Consultants.
https://pecsusa.com/download/Peer-Teachers.pdf - К.Thiermann-Bourque, N. Brady, S. McGuff, K. Stump.(2016). Picture Exchange Communication System and Pals: A Peer-Mediated Augmentative and Alternative Communication Intervention for Minimally Verbal Preschoolers With Autism. J Speech Lang Hear Res. 59(5): 1133–1145.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6195038/ - R.Rosales, K.Stone, R. A. Rehfeldt/ (2009). The effects of behavioral skills training on implementation of the picture exchange communication system. Journal of applied behavior analysis, 42-541
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2741079/
Приложение 1
График 1. Данные фона и вмешательство для поведения коммуникативного партнера у детей в детском саду:
График 2. Данные фона и вмешательство для поведения коммуникативного партнера у брата 7 лет: