Жевательная резинка как средство от руминации ребенка с аутизмом

Chewing gum as a treatment for rumination in a child with autism, Denis Rhine, Jonathan Tarbox
Перевод статьи, опубликованной в журнале «Прикладной анализ поведения» выполнен Анной Ким, ВСаВА, IBA

Руминация — это срыгивание ранее проглоченной пищи, повторное пережевывание пищи и повторное ее проглатывание. Это поведение может негативно сказаться на самочувствие человека. Негативные последствия руминации: потеря веса, недоедание, кариес, неприятный запах изо рта и нарушения электролитного баланса (Chial, Camilleri, Williams, Litzinger, & Perrault, 2003). Ранние исследования уменьшения руминации у людей с отклонениями в развитии часто включали аверсивные процедуры, такие как добавление в пережеванную пищу неприятных вкусов (Sajwaj, Libet, & Agras, 1974). Небольшое количество менее неприятных процедур (например, насыщение крахмалом) также продемонстрировало свою эффективность. Насыщение крахмалом включает в себя предоставление человеку неограниченного доступа к крахмалистой пище, как правило, сразу после еды, и в нескольких исследованиях было продемонстрировано, что это эффективная методика (например, Rast, Johnston, Drum, & Conrin, 1981). В текущем исследовании мы оценили влияние новой процедуры лечения, доступа к жевательной резинке, на руминацию маленького мальчика с РАС, для которого насыщение крахмалом оказалось неэффективным.

МЕТОДЫ

Клиент и окружение

Реджи 6-летний мальчик с диагнозом аутизм, который во внеурочное время посещал домашнюю программу поведенческого вмешательства для детей с РАС. Согласно отчету родителей, Реджи регулярно срыгивал и повторно пережевывал пищу, каждый день в течение примерно 1 года, и не было никаких конкретных действий, при которых не происходило бы руминация. Не было собрано никаких данных для оценки того, в каких условиях чаще всего возникала руминация, но его родители сообщали, что это происходило утром, вечером и днем; как в школе, так и дома; во время занятий и свободное время. Дантист Реджи утверждал, что кариес, вызванный руминацией, потребовал удаления пяти зубов.

Исследование

Альтернирующий дизайн был использован для сравнения эффектов необусловленного доступа к жевательной резинке с отсутствием жевательной резинки. Блоки сеансов были запланированы несколько раз в неделю в зависимости от доступности терапевта и родителей. Для каждого блока занятий использовалось подбрасывание монеты для определения последовательности условий в этом блоке, с правилом, что ни одно условие не может выполняться более трех раз подряд. До начала лечения Реджи никогда не жевал жевательную резинку и, по-видимому, не обладал навыками для этого (например, когда ему давали жевательную резинку, он смотрел на нее и ничего не делал). Поэтому, прежде чем терапевты начали коррекцию НП жевательной резинкой, логопед в школе Реджи разработал программу, чтобы научить его жевать резинку. Для обучения использовали шейпинг, начиная с того, что ребенок кладет в рот кусочек жвачки, затем кусает его, затем дважды пережевывает и так далее, пока Реджи не сможет жевать кусочек жевательной резинки в течение нескольких минут.

Жевательная резинка как средство от руминации ребенка с аутизмом

Процедура

С 1 по 17 занятие, как в условиях жевания жевательной резинки, так и без нее, терапевт давал Реджи поддерживающее задание, например, книгу для просмотра или рабочий лист для заполнения. Продолжительность этих начальных сеансов зависела от того, сколько времени потребовалось Реджи для выполнения задачи, и варьировалась в среднем от 3 до 10 минут. Начиная с 18 занятия, продолжительность сеансов была установлена на уровне 15 минут, а затем постепенно увеличивалась до 120 минут в ходе исследования. Занятия проводились от 3 до 5 дней в неделю, от двух до пяти раз в день. Во время блока жевания жевательной резинки терапевт Реджи давал ему четверть кусочка жевательной резинки и говорил ему жевать ее. Если он не выполнял просьбу, терапевт держал ее в пределах 0,3 м от рта Реджи. Терапевт снова говорил ему жевать жевательную резинку и повторял эту подсказку примерно каждые 3 секунды, пока Реджи не начинал жевать жвачку. Если он выплевывал жевательную резинку во время блока, терапевт снова показывал жевательную резинку (или, если жевательная резинка падала на пол, терапевт показывал новый кусочек) и просил его пожевать ее. Размер жевательной резинки постепенно увеличивался по мере увеличения продолжительности блока, вплоть до полного кусочка жевательной резинки на 27 занятие. Блоки без жевательной резинки были идентичны во всех отношениях, за исключением того, что Реджи не давали жевательную резинку.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На графике показана частота руминаций как в условиях жевания жевательной резинки, так и в условиях отсутствия жевательной резинки. Кроме того, частота срыгиваний снизилась, когда продолжительность сеансов постепенно увеличивалась до 120 минут. Реджи продолжал демонстрировать низкий уровень руминаций во время последующих сеансов через 1, 2 и 3 месяца после лечения. Он посетил своего дантиста через 1 год после того, как это вмешательство было завершено, и его дантист сообщил, что новых кариозных зубов не обнаружено. Это исследование доказывает, что доступ к жевательной резинке может быть эффективным средством уменьшения срыгиваний у некоторых людей с аутизмом или другими нарушениями развития. Предоставление жевательной резинке является относительно недорогим, не требующим усилий и сложных вмешательств.