Использование моделинга и обратной связи для формирования поведения тьютора давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT
Автор работы: Казарина Валентина Валерьевна (учитель-дефектолог в ресурсном классе Общеобразовательной школе г. Москва)
Благодарности
- Благодарю ГБОУ Школа №2070 города Москвы, за предоставленную возможность проведение исследования на площадке.
- Коллегу Вершинину Ирину Сергеевну, за предоставленную помощь и консультации по теме исследования.
- Тьюторам Татьяне, Ирине и Дарье, за участие в проведении исследования.
Аннотация
Как важно обучать детей правильно и интересно! Но для этого людям, которые работаю и учат детей важно знать, понимать и уметь применять на практике методы обучения, не допуская ошибок. В начале исследования мы собрали данные по поведению тьюторов, как они проводили обучение детей, какие ошибки были допущены (количество ошибок в обучающем блоке, количество неверных подсказок, количество правильных инструкций и предоставления моделинга), на протяжении 5 дней. После 5 дней наблюдений, перед началом работы тьюторы проходили тренинг по применению DTT после чего приступали к обучению детей с РАС. Данные собирались на протяжении всех дней обучения тьюторов. После обучения персонала был проведен анализ, построены графики и сделаны выводы о их работе, насколько комфортней работать, зная все нюансы метода обучения DTT.
Более 40 лет исследований и практики обеспечивают эффективность обучения отдельными блоками (DTT) в восстановлении несчетного числа социальных и академических навыков, навыков коммуникации и самообслуживания, которые имеют отношение к диагнозу «расстройство аутистического спектра» (ASD). Термин «обучение отдельными блоками» происходит из ранних работ Ловааса (1987 г.) в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе. DTT – метод обучения, в основе которого лежит прикладной анализ поведения (АВА), но термин также обычно относят к структурированной модели и учебному плану раннего интенсивного вмешательства, разработанного Ловаасом, который ещё называют программой модели UCLA (Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе). Важно отметить, что термины «DTT» и «модель Ловааса» или «программа UCLA» не являются синонимами. Как методика обучения, DTT состоит из шагов, дающих возможность освоить навык, имеющих строгую структуру. Структура включает предшествующее условие (стимул), реакцию обучающегося и последствия (поведения после стимула и реакции) (Fenske, Krantz, & McClannahan, 2001). Если брать во внимание данную структуру, DTT часто включают в другие подходы раннего вмешательства, такие как обучение в естественной среде и обучение на основе систематики вербального поведения (т.е. функционального вербального поведения, Sundberg & Partington,1998). Более того, в программах раннего вмешательства, основанных на модели Ловааса, как правило, DTT дополняет другие методы обучения ABA, такие как цепочки и случайное обучения (например, Fenske, Krantz, & McClannahan, 2001). В методе обучения DTT уделяется особое внимание закреплению раннего репертуара навыков, таких как навыки речи и имитации, что способствует свободному владению полным набором всех навыков в будущем. Множество стратегий используются для того, чтобы проверить, что желаемое поведение происходит под влиянием определенного стимула. Цель данной программы обучения – это систематическое обучение ребенка быстро и правильно реагировать на речевые и социальные стимулы самыми разными способами. Так как дети с РАС не обучаются, наблюдая за взрослыми и другими детьми, такой метод обучения будет для них полезным. Ребенок научится, что после SD должна быть реакция и он получит обратную связь.
Обучение применению метода DTT
Процесс обучения должен проходить строго в соответствии с методикой DTT. Обучение блоками относится к тщательно сконструированному взаимодействию, включающему несколько основных компонентов: дискриминационный стимул (SD), последовательность подсказок по определенной схеме (при необходимости), целевое поведение, поощрение и преднамеренно короткий интервал перед следующим заданием. Многократно повторяющееся предоставление SD вместе с подкреплением за определенную реакцию способствует установлению стимульного контроля. Таким образом, в будущем, ребенок с готовностью будет реагировать на этот стимул в условиях естественной среды.
Все обычно проводится в быстром темпе. Тьютор собирать данные о каждом из обучающих блоков после его завершения. Каждый обучающий блок представляет собой возможность для обучения, и целью сессии DTT является предоставление ребенку сотен обучающих возможностей для того, чтобы обучить его определенным навыкам. Детям младшего возраста, как правило, требуется около 10 блоков на каждый навык, а дети постарше могут работать по схеме 5 блоков на навык.
DTT применяют как специально обученные поведенческие специалисты, так и родители, учителя и другие люди, ответственный за социальное развитие ребенка, его образование и воспитание.
Участники исследования
Участники исследования: тьюторы, которые недавно начали работать в сфере обучения детей с особенностями развития и применять методы прикладного анализа поведения. Три девушки, выпускницы института, очного обучения по специальности учитель-дефектолог. После института стажировались в детском садике. Садик посещали нейротипичных дети, а также дети с расстройством аутистического спектра. Татьяна, Ирина и Дарья с 1 сентября приступили к работе в должности тьютора, в их обязанности входило обучение подопечных новым навыкам, а также поддержание и развитие существующих. Учащиеся школы зачислены в 1 основной класс (2 год обучения, программа 8.3), агрессивного поведения нет, нежелательное поведения с функцией отказа от требований проявляется в виде сбрасывания карточек со стола, попытки сползти со стула на пол, и закрывание глаз ладонями.
Тьюторам были предоставлены материалы для самостоятельного изучения методик обучения детей с РАС. Одним из методов обучения является DTT.
В ходе работы были выявлены ошибки исполнения процедуры обучения DTT: давали неправильные инструкции, показывали неточные движения, а также движения были с задержкой. Для улучшения качества работы тьюторов было принято решения провести ежедневный тренинг на протяжении пяти дней.
Перед тем как приступить к работе с ребенком, тьютор проходил обучение на протяжении 30 минут, где ему предоставлялся моделинг и обратная связь (для формирования поведения давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT).
В качестве зависимой переменной было взято поведение тьюторов при обучении детей с помощью метода DTT (тьютор берет карточку, быстро посмотрев задание, говорит инструкцию «Покажи так.», после показывает движение и ждет целевой реакции от ребенка). В течение пяти дней фиксировались следующие параметры: количество неправильных инструкций в блоке, количество неправильных предоставленных моделей движения, количество правильных предоставленных инструкций в одном блоке. Неправильные инструкции и модели движения – это основные параметры, в которых тьюторы допускали больше всего ошибок. Также был взят такой параметр как количество верных инструкций, он необходим чтобы тьютор мог понять соотношение верных и не верных инструкций в блоке.
Для наилучшего визуального восприятия исходные и полученные результаты представлены на графике. Метод сбора данных: прямое наблюдение и фиксирование результатов. Тьюторы тренировались в паре. Независимое наблюдение проводил куратор площадки. Она стояла рядом с тьюторами, поправляла их сразу, когда они делали ошибку.
Для исследования был применен реверсивный дизайн эксперимента. До начала вмешательства были зафиксированы показатели, далее на протяжении 5 дней фиксировались изменения, после отмены вмешательства произведены подсчеты стабильности данных.
Тьютор обучал ребенка показывать пять движений крупной моторики подряд. Ранее каждый ребенок был обучен основным движениям, и мог их повторить за тьютором в любой последовательность.
До обучения тьюторы при предъявлении инструкции часто путались и сбивались при предоставлении инструкции, а также говорили о том, что испытывают негативные эмоции от своей неуверенности в правильности предоставлении модели (тьютор учились правильно использовать метод обучения DTT). Также они могли повторять инструкция по 2-3 раза подряд не дожидаясь начала выполнения от ученика. Обучающий блок состоит из 15 инструкций «Сделай так» или «Повтори». В среднем на один блок уходило 10 минут.
Ошибкой считалось если тьютор дал неправильную инструкцию (например, «Смотри как я делаю», «Давай сделаем вместе»), повторил 2-3 раза подряд инструкцию, ждал реакции более 5 секунд.
В начале обучения я рассказывала тьюторам как проводить обучение, какой шаг идет первый, второй и т.д. Далее для них предоставлялось моделирование в реальном времени с примерами как правильных, так и неправильных применений метода. После моделирования с тьютором проходила репетиция (практика в парах), я как организатор обучения, объясняла, что у них было верно сделано, а что надо повторить и отрепетировать. Также давала рекомендации по коррекции ошибок моделей и предоставлении подсказок ученикам.
После ежедневного утреннего обучения на протяжении 5 дней, тьюторы проводили тренинг имитации с использованием DTT самостоятельно.
Полученные результаты
Исходя из представленных данных всех фаз были построены графики для оценки исследования. В каждом графике представлены данные о количестве инструкций и моделей движения тьютора за 15 дней исследования. Рассмотрим каждый график.
Рис. 1 График количества инструкций и моделей движения тьютора Татьяны, в течение всего времени исследования «Формирования поведения тьютора давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT».
Рис. 2 График количества инструкций и моделей движения тьютора Ирины, в течение всего времени исследования «Формирования поведения тьютора давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT».
Рис. 3 График количества инструкций и моделей движения тьютора Дарьи, в течение всего времени исследования «Формирования поведения тьютора давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT».
На рисунке 1, 2, 3 изображены графики количества инструкций и моделей движения тьюторов. Как видно в фазе «Фон 1» все сотрудники допускали неправильные инструкции и показывали не правильные модели движений при обучении DTT, так как сотрудники самостоятельно изучали материалы для работы и обучения подопечных.
В фазе «Вмешательства» видно, что сократилось количество неверных инструкций и количество неверных моделей движения. А такой показатель как количество правильных инструкций увеличился.
Для оценки результатов исследования, также были собраны данные, на протяжении 5 дней после обучения. Они отображены в фазе «Фон 2». У Татьяны и Ирины количество правильных инструкций практически не изменилось после обучения, а у Дарьи этот показатель увеличился. Такие показатели как количество неправильных инструкций и количество неправильных моделей движения у всех участников остался стабильно низким.
Заключение
Данное исследование показывает нам на сколько необходимо знать и уметь применять на практике методы и приемы обучения, в том числе DTT. Молодые специалисты за частую боятся признаться в непонимании чего-то нового, стесняются подходить за советом к коллегам, не верно применяют различные методы обучения. Все эти факторы на прямую влияют на обучения детей, особенно с Расстройством аутистического спектра. Если у специалиста отработана система подачи инструкций, модели движения, ест четкий план действий, то он чувствует себя уверенно, а также держит темп в обучении, что очень важно для детей. Чем меньше свободного времени между инструкциями и реакцией, тем ниже количество времени для возможного проявления нежелательного поведения.
В нашей школе работает 15 тьюторов, 80 % из них – молодые специалисты, практически не имеющие опыта работы с детьми, тем более с детьми РАС. После исследования я показала результаты куратору и предложила обучить всех тьюторов, а также проводить дополнительные тренинги и лекции по применению основных методов обучения детей с РАС. Я планирую снять видео ролик, в нем подробно будет описана процедура, возможные ошибки, а также правильный процесс обучения и тренировки тьютора. Для того что бы специалисты всегда помнили правильно ли они проводят обучение, для них были подготовлены специальные материалы, а также чек-листы самопроверки. В таблице 10 представлен ряд вопросов для проверки себя.
Правильно ли я провожу обучение отдельными блоками? | V / — | |
1 | Я позаботился, чтобы мне и ребенку не мешали отвлекающие стимулы (лишние предметы на столе, люди, обстановка) | |
2 | Я подготовил материалы заранее, и они у меня под рукой. | |
3 | Я мотивировал ребенка к сотрудничеству, он внимателен ко мне и готов выполнять инструкции. | |
4 | Я даю только одну словесную инструкцию один раз. | |
5 | Тон и громкость голоса при подаче инструкции продуманы. | |
6 | Я жду, реакции ребенка. | |
7 | Я предоставляю социальное подкрепление после верной реакции. | |
8 | Я использую подходящее материальное подкрепление. | |
9 | Я использую процедуру коррекции ошибки при необходимости. | |
10 | Я переключаю внимание ребенка после подкрепления и перед подачей следующей инструкции. | |
11 | Я использую возможности для закрепления и обобщения данного навыка в естественной среде. | |
12 | Я записываю данные о реакциях. | |
13 | Дополнительно: |
Список литературы
- Мелешкевич О., Эрц Ю. (2014). «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции поведения и стратегии обучения детей с расстройством аутистического спектра и другими особенностями развития.» – Самара: Издательский Дом «Барах-М», 2017. – 208 с.
- Cardon TA, Wilcox MJ. Promoting imitation in young children with autism: a comparison of reciprocal imitation training and video modeling. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2011;41:654–666. doi: 10.1007/s10803-010-1086-8. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Lovaas OI (February 1987). «Behavioral treatment and normal educational and intellectual functioning in young autistic children». J Consult Clin Psychol 55 (1): 3–9
- Sallows GO, Graupner TD (November 2005). «Intensive behavioral treatment for children with autism: four-year outcome and predictors». Am J Ment Retard 110 (6): 417–38.
- McEachin JJ, Smith T, Lovaas OI (January 1993). «Long-term outcome for children with autism who received early intensive behavioral treatment». Am J Ment Retard 97 (4): 359–72; discussion 373–91