Использование моделинга и обратной связи для формирования поведения тьютора давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT

Автор работы: Казарина Валентина Валерьевна (учитель-дефектолог в ресурсном классе Общеобразовательной школе г. Москва)

Благодарности

  1. Благодарю ГБОУ Школа №2070 города Москвы, за предоставленную возможность проведение исследования на площадке.
  2. Коллегу Вершинину Ирину Сергеевну, за предоставленную помощь и консультации по теме исследования.
  3. Тьюторам Татьяне, Ирине и Дарье, за участие в проведении исследования.

Аннотация

Как важно обучать детей правильно и интересно! Но для этого людям, которые работаю и учат детей важно знать, понимать и уметь применять на практике методы обучения, не допуская ошибок. В начале исследования мы собрали данные по поведению тьюторов, как они проводили обучение детей, какие ошибки были допущены (количество ошибок в обучающем блоке, количество неверных подсказок, количество правильных инструкций и предоставления моделинга), на протяжении 5 дней. После 5 дней наблюдений, перед началом работы тьюторы проходили тренинг по применению DTT после чего приступали к обучению детей с РАС. Данные собирались на протяжении всех дней обучения тьюторов. После обучения персонала был проведен анализ, построены графики и сделаны выводы о их работе, насколько комфортней работать, зная все нюансы метода обучения DTT.

Более 40 лет исследований и практики обеспечивают эффективность обучения отдельными блоками (DTT) в восстановлении несчетного числа социальных и академических навыков, навыков коммуникации и самообслуживания, которые имеют отношение к диагнозу «расстройство аутистического спектра» (ASD). Термин «обучение отдельными блоками» происходит из ранних работ Ловааса (1987 г.) в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе. DTT – метод обучения, в основе которого лежит прикладной анализ поведения (АВА), но термин также обычно относят к структурированной модели и учебному плану раннего интенсивного вмешательства, разработанного Ловаасом, который ещё называют программой модели UCLA (Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе). Важно отметить, что термины «DTT» и «модель Ловааса» или «программа UCLA» не являются синонимами. Как методика обучения, DTT состоит из шагов, дающих возможность освоить навык, имеющих строгую структуру. Структура включает предшествующее условие (стимул), реакцию обучающегося и последствия (поведения после стимула и реакции) (Fenske, Krantz, & McClannahan, 2001). Если брать во внимание данную структуру, DTT часто включают в другие подходы раннего вмешательства, такие как обучение в естественной среде и обучение на основе систематики вербального поведения (т.е. функционального вербального поведения, Sundberg & Partington,1998). Более того, в программах раннего вмешательства, основанных на модели Ловааса, как правило, DTT дополняет другие методы обучения ABA, такие как цепочки и случайное обучения (например, Fenske, Krantz, & McClannahan, 2001). В методе обучения DTT уделяется особое внимание закреплению раннего репертуара навыков, таких как навыки речи и имитации, что способствует свободному владению полным набором всех навыков в будущем. Множество стратегий используются для того, чтобы проверить, что желаемое поведение происходит под влиянием определенного стимула. Цель данной программы обучения – это систематическое обучение ребенка быстро и правильно реагировать на речевые и социальные стимулы самыми разными способами. Так как дети с РАС не обучаются, наблюдая за взрослыми и другими детьми, такой метод обучения будет для них полезным. Ребенок научится, что после SD должна быть реакция и он получит обратную связь.

Обучение применению метода DTT

Процесс обучения должен проходить строго в соответствии с методикой DTT. Обучение блоками относится к тщательно сконструированному взаимодействию, включающему несколько основных компонентов: дискриминационный стимул (SD), последовательность подсказок по определенной схеме (при необходимости), целевое поведение, поощрение и преднамеренно короткий интервал перед следующим заданием. Многократно повторяющееся предоставление SD вместе с подкреплением за определенную реакцию способствует установлению стимульного контроля. Таким образом, в будущем, ребенок с готовностью будет реагировать на этот стимул в условиях естественной среды.

Все обычно проводится в быстром темпе. Тьютор собирать данные о каждом из обучающих блоков после его завершения. Каждый обучающий блок представляет собой возможность для обучения, и целью сессии DTT является предоставление ребенку сотен обучающих возможностей для того, чтобы обучить его определенным навыкам. Детям младшего возраста, как правило, требуется около 10 блоков на каждый навык, а дети постарше могут работать по схеме 5 блоков на навык.

DTT применяют как специально обученные поведенческие специалисты, так и родители, учителя и другие люди, ответственный за социальное развитие ребенка, его образование и воспитание.

Участники исследования

Участники исследования: тьюторы, которые недавно начали работать в сфере обучения детей с особенностями развития и применять методы прикладного анализа поведения. Три девушки, выпускницы института, очного обучения по специальности учитель-дефектолог. После института стажировались в детском садике. Садик посещали нейротипичных дети, а также дети с расстройством аутистического спектра. Татьяна, Ирина и Дарья с 1 сентября приступили к работе в должности тьютора, в их обязанности входило обучение подопечных новым навыкам, а также поддержание и развитие существующих. Учащиеся школы зачислены в 1 основной класс (2 год обучения, программа 8.3), агрессивного поведения нет, нежелательное поведения с функцией отказа от требований проявляется в виде сбрасывания карточек со стола, попытки сползти со стула на пол, и закрывание глаз ладонями.

Тьюторам были предоставлены материалы для самостоятельного изучения методик обучения детей с РАС. Одним из методов обучения является DTT.

В ходе работы были выявлены ошибки исполнения процедуры обучения DTT: давали неправильные инструкции, показывали неточные движения, а также движения были с задержкой. Для улучшения качества работы тьюторов было принято решения провести ежедневный тренинг на протяжении пяти дней.

Перед тем как приступить к работе с ребенком, тьютор проходил обучение на протяжении 30 минут, где ему предоставлялся моделинг и обратная связь (для формирования поведения давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT).

В качестве зависимой переменной было взято поведение тьюторов при обучении детей с помощью метода DTT (тьютор берет карточку, быстро посмотрев задание, говорит инструкцию «Покажи так.», после показывает движение и ждет целевой реакции от ребенка). В течение пяти дней фиксировались следующие параметры: количество неправильных инструкций в блоке, количество неправильных предоставленных моделей движения, количество правильных предоставленных инструкций в одном блоке. Неправильные инструкции и модели движения – это основные параметры, в которых тьюторы допускали больше всего ошибок. Также был взят такой параметр как количество верных инструкций, он необходим чтобы тьютор мог понять соотношение верных и не верных инструкций в блоке.

Для наилучшего визуального восприятия исходные и полученные результаты представлены на графике. Метод сбора данных: прямое наблюдение и фиксирование результатов. Тьюторы тренировались в паре. Независимое наблюдение проводил куратор площадки. Она стояла рядом с тьюторами, поправляла их сразу, когда они делали ошибку.

Для исследования был применен реверсивный дизайн эксперимента. До начала вмешательства были зафиксированы показатели, далее на протяжении 5 дней фиксировались изменения, после отмены вмешательства произведены подсчеты стабильности данных.

Тьютор обучал ребенка показывать пять движений крупной моторики подряд. Ранее каждый ребенок был обучен основным движениям, и мог их повторить за тьютором в любой последовательность.

До обучения тьюторы при предъявлении инструкции часто путались и сбивались при предоставлении инструкции, а также говорили о том, что испытывают негативные эмоции от своей неуверенности в правильности предоставлении модели (тьютор учились правильно использовать метод обучения DTT). Также они могли повторять инструкция по 2-3 раза подряд не дожидаясь начала выполнения от ученика. Обучающий блок состоит из 15 инструкций «Сделай так» или «Повтори». В среднем на один блок уходило 10 минут.

Ошибкой считалось если тьютор дал неправильную инструкцию (например, «Смотри как я делаю», «Давай сделаем вместе»), повторил 2-3 раза подряд инструкцию, ждал реакции более 5 секунд.

В начале обучения я рассказывала тьюторам как проводить обучение, какой шаг идет первый, второй и т.д. Далее для них предоставлялось моделирование в реальном времени с примерами как правильных, так и неправильных применений метода. После моделирования с тьютором проходила репетиция (практика в парах), я как организатор обучения, объясняла, что у них было верно сделано, а что надо повторить и отрепетировать. Также давала рекомендации по коррекции ошибок моделей и предоставлении подсказок ученикам.

После ежедневного утреннего обучения на протяжении 5 дней, тьюторы проводили тренинг имитации с использованием DTT самостоятельно.

Полученные результаты

Исходя из представленных данных всех фаз были построены графики для оценки исследования. В каждом графике представлены данные о количестве инструкций и моделей движения тьютора за 15 дней исследования. Рассмотрим каждый график.

Использование моделинга и обратной связи для формирования поведения тьютора давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT

Рис. 1 График количества инструкций и моделей движения тьютора Татьяны, в течение всего времени исследования «Формирования поведения тьютора давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT».

Использование моделинга и обратной связи для формирования поведения тьютора давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT

Рис. 2 График количества инструкций и моделей движения тьютора Ирины, в течение всего времени исследования «Формирования поведения тьютора давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT».

Использование моделинга и обратной связи для формирования поведения тьютора давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT

Рис. 3 График количества инструкций и моделей движения тьютора Дарьи, в течение всего времени исследования «Формирования поведения тьютора давать инструкцию и предоставлять модель в ходе тренинга имитации с использованием DTT».

На рисунке 1, 2, 3 изображены графики количества инструкций и моделей движения тьюторов. Как видно в фазе «Фон 1» все сотрудники допускали неправильные инструкции и показывали не правильные модели движений при обучении DTT, так как сотрудники самостоятельно изучали материалы для работы и обучения подопечных.

В фазе «Вмешательства» видно, что сократилось количество неверных инструкций и количество неверных моделей движения. А такой показатель как количество правильных инструкций увеличился.

Для оценки результатов исследования, также были собраны данные, на протяжении 5 дней после обучения. Они отображены в фазе «Фон 2». У Татьяны и Ирины количество правильных инструкций практически не изменилось после обучения, а у Дарьи этот показатель увеличился. Такие показатели как количество неправильных инструкций и количество неправильных моделей движения у всех участников остался стабильно низким.

Заключение

Данное исследование показывает нам на сколько необходимо знать и уметь применять на практике методы и приемы обучения, в том числе DTT. Молодые специалисты за частую боятся признаться в непонимании чего-то нового, стесняются подходить за советом к коллегам, не верно применяют различные методы обучения. Все эти факторы на прямую влияют на обучения детей, особенно с Расстройством аутистического спектра. Если у специалиста отработана система подачи инструкций, модели движения, ест четкий план действий, то он чувствует себя уверенно, а также держит темп в обучении, что очень важно для детей. Чем меньше свободного времени между инструкциями и реакцией, тем ниже количество времени для возможного проявления нежелательного поведения.

В нашей школе работает 15 тьюторов, 80 % из них – молодые специалисты, практически не имеющие опыта работы с детьми, тем более с детьми РАС. После исследования я показала результаты куратору и предложила обучить всех тьюторов, а также проводить дополнительные тренинги и лекции по применению основных методов обучения детей с РАС. Я планирую снять видео ролик, в нем подробно будет описана процедура, возможные ошибки, а также правильный процесс обучения и тренировки тьютора. Для того что бы специалисты всегда помнили правильно ли они проводят обучение, для них были подготовлены специальные материалы, а также чек-листы самопроверки. В таблице 10 представлен ряд вопросов для проверки себя.

Правильно ли я провожу обучение отдельными блоками?V / —
1Я позаботился, чтобы мне и ребенку не мешали отвлекающие стимулы (лишние предметы на столе, люди, обстановка)
2Я подготовил материалы заранее, и они у меня под рукой.
3Я мотивировал ребенка к сотрудничеству, он внимателен ко мне и готов выполнять инструкции.
4Я даю только одну словесную инструкцию один раз.
5Тон и громкость голоса при подаче инструкции продуманы.
6Я жду, реакции ребенка.
7Я предоставляю социальное подкрепление после верной реакции.
8Я использую подходящее материальное подкрепление.
9Я использую процедуру коррекции ошибки при необходимости.
10Я переключаю внимание ребенка после подкрепления и перед подачей следующей инструкции.
11Я использую возможности для закрепления и обобщения данного навыка в естественной среде.
12Я записываю данные о реакциях.
13Дополнительно:

Список литературы

  1. Мелешкевич О., Эрц Ю. (2014). «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции поведения и стратегии обучения детей с расстройством аутистического спектра и другими особенностями развития.» – Самара: Издательский Дом «Барах-М», 2017. – 208 с.
  2. Cardon TA, Wilcox MJ. Promoting imitation in young children with autism: a comparison of reciprocal imitation training and video modeling. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2011;41:654–666. doi: 10.1007/s10803-010-1086-8. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  3. Lovaas OI (February 1987). «Behavioral treatment and normal educational and intellectual functioning in young autistic children». J Consult Clin Psychol 55 (1): 3–9
  4. Sallows GO, Graupner TD (November 2005). «Intensive behavioral treatment for children with autism: four-year outcome and predictors». Am J Ment Retard 110 (6): 417–38.
  5. McEachin JJ, Smith T, Lovaas OI (January 1993). «Long-term outcome for children with autism who received early intensive behavioral treatment». Am J Ment Retard 97 (4): 359–72; discussion 373–91


Подпишитесь на наш канал, получайте новости и общайтесь с коллегами