Использование тренинга BST для дистанционного обучения родителей детей с РАС введению 1 этапа альтернативной коммуникации PECS
Автор работы: Шварц Валентина Александровна, педагог-психолог Службы Ранней Помощи «Солнышко» на базе ГБУЗ №4 г. Улан-Удэ
Аннотация
В данной научной статье разработан один из методов, повышающих эффективность обучения системе альтернативной коммуникации PECS, в условиях дистанционного тренинга. В основе данного метода лежит использование обучающих видео материалов в рамках работы с тренингом поведенческих навыков (BST), позволяющих повысить уровень процессуальной точности выполнения 1 уровня PECS родителями ребёнка с РАС.
Введение
В режиме вынужденной изоляции и жесткого карантина, когда дети и родители находятся дома, очень остро встаёт проблема эффективного вмешательства для детей с особенностями в развитии. Для родителей переход на удалённое обучение ребёнка с РАС может стать также непростым испытанием, ведь организовать учебную среду для особенного ребёнка дома многим из них придётся с нуля. Данная задача сложна и для педагогов, т.к. они не могут в полной мере контролировать процесс занятий, оперативно выявлять и устранять ошибки.
Тем не менее, специалисты и родители понимают, что работа с детьми не должна прерываться на длительный срок. В связи с чем в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране востребованность дистанционного образования значительно возросла для всей категории обучающихся. Педагоги и руководители образовательных организаций столкнулись с недостаточной разработанностью принципов и методов удалённого обучения детей с ментальными нарушениями и отсутствием практического опыта в применении дистанционных технологий.
Огромная нагрузка ложится на плечи самих родителей, т.к. им приходится выступать в роли педагогов для своего собственного ребёнка, при отсутствии специфических знаний и навыков очень сложно достигнуть положительного результата и высокого качества выполнения поставленных задач.
Ни для кого не секрет, что у детей с расстройством аутистического спектра очень сильно нарушена сфера коммуникации, эта область находится в числе главных задач вмешательства. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию, а также способствует улучшению сотрудничества между всеми членами семьи.
На сегодняшний день существует несколько видов альтернативной коммуникации. К ним относятся:
- PECS;
- Жест
- Система символов
- Пиктограмма
- Система Tobi Eye Tracker и т.д.
Мы же остановим своё внимание на системе общения при помощи обмена карточками PECS.
Обучение данному методу, в условиях дистанционного формата встреч с семьей, достаточно кропотливый и трудоёмкий процесс. После консультации, анализируя собранный видеоматериал мы видим низкий процент процессуальной точности во время тренировки навыка.
В данной статье мы бы хотели рассмотреть эффективность тренинга BST в условиях дистанционной работы, актуальность которой резко повысилась в 2020 году в связи с пандемией. При этом единственным изменением основного пакета вмешательства станет замена практики (в режиме реального времени) на оценку выполнения задачи по видео роликам.
Ход исследования
В настоящее время подход к обучению (т.е. инструкции, моделирование, практика и обратная связь до тех пор, пока не будет достигнуто мастерство) стал называться обучением поведенческим навыкам или BST ( Miles & Wilder, 2009 ; Nigro-Bruzzi & Sturmey, 2010 ; Sarokoff. И Sturmey, 2004 ). Базовый протокол для проведения сеанса BST состоит из шести шагов. Этот протокол предназначен для обучения персонала с использованием группового формата; однако те же самые основные шаги можно использовать при обучении отдельного сотрудника, хотя могут потребоваться некоторые вариации для индивидуальной реализации, например, с поведенческим тренингом ( Rodriguez, Loman, & Horner, 2009 ).
В нашем случае, когда мы обучаем семью системе альтернативной коммуникации в условиях дистанционного обучения, реализовать полную процедуру BST практически невозможно, поэтому мы решили исключить практические тренинги и исследовать эффективность видеомоделинга.
В исследовании приняла участие семья, состоящая из матери, отца и ребёнка 5 лет с РАС.
Всего рассматривалось по 6 критериев, относящихся к двум ведущим ролям для каждого взрослого: мама – фея, мама – коммуникативный партнер; папа – фея, папа – коммуникативный партнер.
Для более четкого графика и простоты его чтения, нами было принято решение разбить критерии на 2 категории:
- Подсказки
- Организация окружающей среды.
К подсказкам в момент, когда 1 из взрослых играет роль феи, мы отнесли следующие критерии:
- Ожидает инициативы учащегося
- Корректно оказывает физическую помощь необходимого уровня
- Правильное размещение в пространстве и контакт с ребёнком
- Подготовка и проведение сессии
Когда один из взрослых играет роль коммуникативного партнера:
- Предоставление подсказки
- Совершение обмена
- Расположение альбома и карточек
- Расположение стимулов
- Своевременное возвращение карточки на место
Каждый критерии оценивался в рамках 3 подходов (по 10 проб). После подробного анализа видеоматериалов, нам удалось собрать достаточное количество точек данных для каждого заданного критерия в фазе фона.
Фея | |
Целевое поведение | Баллы |
1. Ожидает инициативы | |
1.1. Ожидает инициативы менее секунды, подсказывает вербально «попроси, что ты хочешь», выжидающе смотрит на ребенка и/или заглядывает ребенку в лицо | 1 |
1.2. Ожидает инициативы от 1 до 3 секунд, подсказывает «попроси, что ты хочешь» менее, чем в 50% случаев, не заглядывает ребенку в лицо и не пытается поймать его взгляд. | 2 |
1.3. Ожидает инициативы более 3 секунд, не подсказывает «попроси, что ты хочешь», не заглядывает в лицо и т.д. (не более 20% ошибок, т.е. 80% верных реакций) | 3 |
2 . Корректно оказывает физическую помощь 2.1. Не успевает оказать физическую помощь, и ребенок успевает карточку или бросить, или уйти с ней; ИЛИ вместо оказания физической помощи после инициативы, в принципе выполняет полную физическую поддержку; много разговаривает при оказании физической помощи; ИЛИ вместо физической помощи (вместо движения от max к min, двигаются наоборот) | 1 |
2.2. Как только видит, что ребенок тянет руку к предмету, незамедлительно (латентность ниже 1 секунды) кладет сверху кисти руки ребенка свою кисть руки и мягко направляет руку к карточке; в 50% случаев помогает захватить карточку и передать Собеседнику при необходимости; разговаривает при этом не более, чем в 50% случаев | 2 |
2.3. Как только видит, что ребенок тянет руку к предмету, незамедлительно (латентность ниже 1 секунды) кладет сверху кисти руки ребенка свою кисть руки и мягко направляет руку к карточке; при необходимости быстро помогает захватить карточку и передать Собеседнику; при сопротивлении не трогает ребенка; критерий корректного снижения ФП на данном этапе не выдвинут. МОЛЧИТ (80-100%)! | 3 |
3. Правильное размещение в пространстве и контакт с ребенком; | |
3.1. Усаживает ребенка за стол на против коммуникативного партнера, сам занимает различные позиции (сзади ребенка, сбоку, стоит рядом), в 80% случаев реагирует на поведение ребенка и поддерживает попытки вступить в контакт – заглядывает в лицо ребенка и комментирует поведение либо задает вопросы. | 1 |
3.2. Усаживает ребенка за стол на против коммуникативного партнера, сам сидит сзади, не более, чем в 50 % случаев реагирует на поведение ребёнка вступить в контакт – кивает головой, смотрит на лицо ребенка, но не комментирует его поведение | 2 |
3.3. Усаживает ребенка за стол на против коммуникативного партнера, сам сидит сзади, достаточно близко к ребенку чтобы вовремя дать соответствующую подсказку, не менее, чем в 100% случаев не реагирует на попытки ребенка вступить в контакт, не заглядывает в лицо и сохраняет молчание. | 3 |
4. Подготовка к сессии и проведение сессии (заполнение документов, иная подготовка окружающей среды) | |
4.1.Заранее готовит лист СПНО, ручку – располагает их в удобном для себя месте для заполнения. Подготавливает рабочее место для всех участников – стол, стульчики. В ходе тренировки не заполняет бланк, вносит данные по памяти после сессии. | 1 |
4.2. Заранее готовит лист СПНО, ручку – располагает их в удобном для себя месте для заполнения. Подготавливает рабочее место для всех участников – стол, стульчики. В ходе тренировки в 50% случаев своевременно вносит данные в лист СПНО. | 2 |
4.3. Заранее готовит лист СПНО, ручку – располагает их в удобном для себя месте для заполнения. Подготавливает рабочее место для всех участников – стол, стульчики. В ходе тренировки в 80% случаев своевременно вносит данные в лист оценки. | 3 |
Коммуникативный партнер | |
1. Предоставление подсказки | |
1. Предоставляет подсказку открытой рукой в самом начале тренинга, не дожидаясь пока учащийся возьмет карточку, даёт вербальные подсказки «Возьми карточку», «Дай карточку», «Попроси» и т.д. Делает яркие подсказки взглядом. | 1 |
2. Предоставляет подсказку рукой, в 50 % случаев в самом начале тренинга, не дожидаясь пока учащийся возьмет карточку в руку. Не комментирует происходящее и не дает вербальные инструкции к действию, но продолжает подсказывать мимикой и взглядом. | 2 |
3. Предоставляет подсказку открытой рукой не ранее, чем учащийся возьмет карточку; сохраняет молчание, выжидающий взгляд отсутствует. | 3 |
2. Совершение обмена 2.1.. Заранее готовит мотивационный стимул; как только ребенок кладет карточку на ладонь совершает обмен с разной латентностью, чаще задерживая стимул на 3-5 сек); называет предмет с разной интонацией и добавляя лишние слова. | 1 |
2. Заранее готовит мотивационный стимул; как только ребенок кладет карточку на ладонь совершает обмен (латентность 2 сек); называет предмет одинаково громко, но добавляя лишние слова (молодец, умница и т.д.) | 2 |
3. Заранее готовит мотивационный стимул; как только ребенок кладет карточку на ладонь, незамедлительно совершает обмен (латентность 1 сек); называет предмет одинаково громко и произнося только название самого предмета. | 3 |
3. Расположение альбома и карточек Карточка расположена удобно для учащегося | |
3.1. Карточка на каждом подходе располагается с различных сторон и на достаточно большом расстоянии от ребенка 40-45 см | 1 |
2. Карточка в 80% случаев находится на одном и том же месте, но на расстоянии 30-40 см. от ребенка. | 2 |
3.3. Карточка, всегда находится примерно в одном и том же месте и на расстоянии 20 см. от ребенка. | 3 |
4. Расположение стимулов (Предмет находится в поле зрения учащегося и вне его досягаемости + запас + контейнеры) | |
1. Запас стимулов достаточный, но предметы находятся в непрозрачном контейнере и не видны ребенку; расположены стимулы достаточно близко нет нужного контроля со стороны взрослого – поэтому учащийся может легко дотянуться до стимула; | 1 |
2. Запас стимулов достаточный; стимул находится в зоне видимости и расположен в прозрачном контейнере, но по-прежнему располагается близко к ребенку – что дает доступ к желаемым предметам | 2 |
3. Запас стимулов достаточный; стимул находится в зоне видимости и расположен в прозрачном контейнере; все стимулы находятся под контролем взрослого. | 3 |
3. Своевременно возвращает карточку на место. | |
3.1. Нуждается в подсказках собеседника, зачастую может и вовсе забыть вернуть карточку, вспоминает об этом только когда начинается следующий эпизод тренировки | 1 |
3.2. Возвращает в 50% случаев в пределах 5 секунд после обмена | 2 |
3. Возвращает в 80 % случаев в пределах 3 секунд после обмена | 3 |
После того как мы собрали данные фона, последовал этап вмешательства. Родителям были отправлены видео материалы с подробным моделингом первого этапа пекс. После, мы получили видео материалы на основе которых были собраны данные воздействия.
Анализ графических данных:
Результаты отображены на графиках в приложении 1.
Анализируя графические данные, мы сделали следующие выводы: по критериям 1,2,3 у обоих родителей, когда они занимали роль Феи, данные фона характеризуются высокой нестабильностью качества реагирования, при этом высший критерий качества не был достигнут (График 1, 2.10,12,13). Когда каждый занимал роль коммуникативного партнера, мы видим примерно такую же картину по критерию 1,2 (График 5,6,14,15).
Но не смотря на это, мы выявили очень важную на наш взгляд особенность, некоторые критерии характеризовались нестабильным качеством реагирования в начале тренинга, но после тренировок достигался высший критерий качества и приобретал устойчивый характер. К критериям относятся:
- Расположение альбома и карточек (График 7,16)
- Расположен стимулов (График 8,17)
- Своевременное возвращение карточек на место (График 9,18).
В этой ситуации вмешательство не было необходимым, но т.к. рассматриваемый нами навык формируется по типу цепочки, мы не могли тренировать каждый критерий изолированно от других.
Вывод
Исходя из полученных данных, наше исследование, направленное на изучение эффективности видеомоделинга показало, что тренинг оказался очень эффективным в плане повышения качества выполнения протокола, и конечно же носит высокую социальную значимость.
Ограничения
Следует отметить, что обучение протоколу проводилось в достаточно ограниченных условиях, и в тренинге участвовали не профессионалы (не психологи, педагоги и т.д.), поэтому не исключаются некие погрешности в сборе данных.
Список используемой литературы
- Parsons, M. B., Rollyson, J. H., & Reid, D. H. (2012). Evidence-based staff training: a guide for practitioners. Behavior analysis in practice, 5(2), 2–11. https://doi.org/10.1007/BF03391819
- Miles, N. I., & Wilder, D. A. (2009). The effects of behavioral skills training on caregiver implementation of guided compliance. Journal of applied behavior analysis, 42(2), 405–410. https://doi.org/10.1901/jaba.2009.42-405
- Rosales, R., Stone, K., & Rehfeldt, R. A. (2009). The effects of behavioral skills training on implementation of the picture exchange communication system. Journal of applied behavior analysis, 42(3), 541–549. https://doi.org/10.1901/jaba.2009.42-541
- Л. Фрост, Э. Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)). М.: Теревинф, 2011 г.