Как научить пользоваться планшетом ребенка с РАС
Планшет может быть очень полезным инструментом в руках ребенка. Как научить им пользоваться? С чего начать?
Материалы взяты из статьи «What’s BEFORE the iPad®? Teaching basic prerequisite skills for iPad® use» ( Maich et. al., 2017).
Что кардинально меняет нашу реальность? Технический прогресс. И это справедливо для всех сфер деятельности: образование ─ не исключение. В современных реалиях эффективное обучение подразумевает сплав технологий, педагогики и знаний. Первое ─ способ передачи, второе ─ правила работы, а третье ─ содержимое. Именно поэтому так важно обратить внимание на роль электронных устройств в жизни семьи.
Большинство детей знакомятся с компьютером, смартфоном или планшетом в дошкольном возрасте. Родители часто сомневаются в пользе гаджетов для здоровья и развития ребенка. И это разумно. Смартфон или планшет вовсе не замена всему на свете и имеет возрастные ограничения. Это всего лишь инструмент. Многофункциональный и весьма сложный, требующий определенных навыков. Инструмент, который может стать надежным спутником ребенка, в том числе ребенка с ОВЗ. Только представьте, уже существуют специальные алгоритмы, способные регулировать индивидуальный маршрут обучения на основании анализа прогресса ученика. А технологии виртуальной реальности позволяют погрузиться в изучение той или иной задачи, так сказать, с головой.
Среди множества электронных помощников планшет признан одним из самых удобных и простых вариантов для использования в образовательных целях. Настройка параметров дает возможность контролировать множество переменных в процессе обучения. А вспомогательные функции адаптируют устройство под конкретного пользователя. Вот только основные из них:
- «Экранный диктор» (озвучивание текста с экрана);
- Регулировка размера символов и изображений;
- Перевод устной речи в текст и обратно;
- «Умный ввод» (подсказывает возможные варианты слов и фраз);
- Универсальная кнопка (assistive touch) для управления устройством с помощью жестов одним или несколькими пальцами;
- Управляемый доступ/guided access (ограничение доступа к приложениям);
- Switch control (управление устройством движением головы);
- Совместимость с брайлевским дисплеем и слуховым аппаратом.
Однако не все дети в равной степени готовы к полноценному взаимодействию с сенсорными технологиями ввиду ряда причин, среди которых отсутствие опыта пользователя, моторные ограничения и неэффективные пользовательские стратегии. Что делать? Оценить владение навыками-пререквизитами, отсутствие которых затрудняет обучение, а затем разработать план устранения пробелов.
Выявление индивидуальных потребностей ученика
Прежде чем приступить к оценке пользовательской готовности, необходимо определить, в каких именно функциях из арсенала вспомогательных технологий нуждается ребенок. Зарубежные специалисты пользуются бесплатным пособием «Assessing students’ needs for assistive technology». В нем подробно разъясняется, что подойдет ученику при тех или иных вводных: проблемах со зрением и слухом, моторных трудностях, дефицитах в области общения, письма, чтения, планирования и т.д. Итак, потребности выяснены. Что дальше? Составление списка целей, каждая из которых должна быть четко сформулирована, содержать измеряемые параметры, находиться в зоне ближайшего развития и отвечать текущим требованиям среды.
Оценка готовности
Что умеет ребенок и чему его учить? Для ответа на этот вопрос рекомендуется проанализировать поставленную задачу и разбить сложную деятельность на последовательность из более простых компонентов. Такой алгоритм строится с учетом индивидуальных особенностей (возраст, общий уровень навыков, прошлый опыт) путем наблюдения за другими пользователями, сбором мнений экспертов или разбора соответствующих собственных действий. Ниже (табл. 1) представлен образец чек-листа для тестирования пользовательских навыков. Перечисленные навыки следует при необходимости скорректировать в зависимости от актуальных технических и программных характеристик.
Приложения для обучения базовым пользовательским навыкам
Любое обучение требует подходящего контекста. Существует множество бесплатных или почти бесплатных приложений, в рамках которых удобно тренировать тот или иной навык. Понять, насколько конкретный вариант удовлетворяет задаче, можно, изучив демонстрационные видео на платформе youtube. В пример приведем подборку для обучения базовым навыкам.
Игры «Cat Fishing» или «Pocket Pond» способствуют развитию понимания причинно-следственных связей. Коснувшись экрана пальцем, ребенок получит мгновенную обратную связь в виде изменений в поведении рыбок, кругов на воде и приятных звуков.
Для формирования навыка «нажимать пальцем на определенную точку экрана» используйте приложения «Пианино», «Peekaboo barn lite» и специально разработанный тренажер «Touch trainer». Последний прицельно направлен на развитие беглой мелкой моторики и позволяет настраивать такие параметры как размер мишени и длительность подкрепляющих последствий.
В ходе игры «Sea creatures» ребенок научится перемещать объекты на экране, тем самым открывая новые места жительства морских обитателей. Детям, заинтересованным в буквах, подойдут приложения для развития чтения, похожие на «Endless Alphabet», где требуется перетаскивать буквы, чтобы получилось слово.
Навык «смахивать пальцем по экрану» замечательно тренируется в приложении «Fruit ninja» или «Finger paint».
Разнообразные манипуляции, в том числе подразумевающие более сложную моторику, отлично практикуются в приложениях вида «Heat pad». Повысить же уровень беглости можно в занимательной игре «Bubble popper» и её аналогах.
Таблица 1. Чек-лист тестирования пользовательских навыков
Методы обучения
Мы выявили потребности ребенка и конкретизировали цели. Теперь время приступить к составлению и реализации индивидуального учебного плана, и для этого надо решить, как именно вы это будете делать. На помощь нам придут хорошо исследованные поведенческие методы вмешательства. Такие, например, как метод дискретных проб (DTT) и метод обучения цепочкой. И тот, и другой подробно описаны в профессиональной литературе, также вы можете научиться их применять, записавшись на курсы ABA.
Когда что использовать? DTT лучше подойдет ученикам, которые нуждаются в многократном повторении и часто путаются в ходе выполнения последовательности действий. Поэтому акцент на освоении каждой операции в отдельности существенно снизит количество ошибок. Приведем для ознакомления фрагмент учебного протокола (табл. 2)
Другие же дети прекрасно обучаются последовательности действий, ведущей к привлекательной цели. В такой ситуации мы составим алгоритм сложной деятельности и подберем подходящий вариант обучения цепочкой. Этот подход выгоден тем, что не придется проводить тщательную работу по обобщению навыка.
Таблица 2. Фрагмент протокола обучения навыку «смахивать пальцем по экрану»
Случай из практики
Приведем пример из практики. Элла, подросток с задержкой развития, затруднялась общаться и занимать себя согласно возрасту в условиях инклюзивного класса. Все попытки внедрить традиционные средства альтернативной коммуникации не приводили к успеху. Однако Элле нравились видеоигры, и потенциал планшета как инструмента развития в её случае был очевиден. Оценка показала, что подросток не умеет пользоваться сенсорными технологиями. Было принято решение начать с простых операций, а затем научить Эллу просить желаемое с помощью программы, позволяющей общаться посредством выбора изображений. Для того чтобы ученица не отвлекалась от целевого задания, применялась ограничительная функция guided access. Сначала Эллу обучили попадать пальцем в нужное место: на этом моменте пригодилось приложение «Touch trainer». Следующим этапом Элла научилась открывать youtube и запускать загруженный любимый видеоролик, а чуть позже уже выбирать из предложенных вариантов. В ходе дальнейшего обучения девушка овладевала новыми операциями, училась различать иконки разных приложений, и в конце концов была готова осваивать навыки общения с помощью специального приложения. Через год Элла уже самостоятельно заказывала себе обед в семейном ресторане.
Давайте посмотрим, как именно Эллу обучали пользоваться коммуникативным приложением (рис.3).
Таблица 3. Протокол обучения навыку использования коммуникативного приложения
Планшеты и иные технические устройства позволяют заметно улучшить качество жизни детей с ОВЗ и их семей. Однако внедрение технологий требует энтузиазма педагогов, учета потребностей ребенка и четкого планирования. Надеемся, что изложенный нами материал поможет открыть для ребенка возможности вспомогательных технологий.