Екатерина Казаченко о концепции развития систем коммуникации в России для лиц с нарушениями речи

Екатерина Казаченко представила обзор статьи «Концепция развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации в Российской Федерации до 2030 года», опубликованной в журнале «Образовательная политика» в октябре 2024 г. Статья написана коллективом ведущих специалистов в области коррекционной педагогики и психологии: А. Л. Битовой, М. В. Переверзевой, И. Н. Текоцкой, О. В. Карневской, О. Р. Лотош, А. М. Царевым, А. В. Рязановой, А. В. Чистохиной, О. А. Поповой, Е. А. Орачевской.

Публикация представляет собой важный вклад в развитие системы альтернативной и дополнительной коммуникации в России и предлагает стратегию, направленную на улучшение качества жизни лиц с нарушением речи через внедрение альтернативных методов коммуникаций.

Основной целью статьи является разработка концептуальной модели, которая позволит интегрировать систему альтернативной и дополнительной коммуникации во все сферы личной жизни, а так же в образовательные учреждения и социальные службы.

Авторы ставят перед собой несколько задач:

  • анализ текущего состояния АДК в России;
  • выявление потребностей целевой аудитории и их семей;
  • формулирование рекомендаций по внедрению АДК.

Выделяются несколько ключевых аспектов, которые должны быть учтены при разработке альтернативной и дополнительной коммуникации:

  • индивидуальный подход;
  • обучение специалистов;
  • инклюзия;
  • поддержка государства.

Для реализации концепции предлагается ряд рекомендаций:

— Внедрение и оценка эффективности применения АДК.

— Создание региональных центров поддержки АДК.

— Разработка учебных программ для специалистов.

— Внедрение технологий АДК в образовательный процесс.

-Внесение изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» с целью формирования подпрограммы мер финансового обеспечения пользователей АДК.

Успешная реализация концепции требует комплексного подхода, включающего сотрудничество различных ведомств, образовательных учреждений и общественных организаций; формирование нормативно-правового, научно-методического, материально-технического, кадрового обеспечения.

Исследование не только актуализирует проблему, но и предлагает конкретные пути ее решения, что делает статью важным ресурсом для специалистов в области коррекционной педагогики и психологии.



Подпишитесь на наш канал, получайте новости и общайтесь с коллегами