Екатерина Казаченко о концепции развития систем коммуникации в России для лиц с нарушениями речи
Екатерина Казаченко представила обзор статьи «Концепция развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации в Российской Федерации до 2030 года», опубликованной в журнале «Образовательная политика» в октябре 2024 г. Статья написана коллективом ведущих специалистов в области коррекционной педагогики и психологии: А. Л. Битовой, М. В. Переверзевой, И. Н. Текоцкой, О. В. Карневской, О. Р. Лотош, А. М. Царевым, А. В. Рязановой, А. В. Чистохиной, О. А. Поповой, Е. А. Орачевской.
Публикация представляет собой важный вклад в развитие системы альтернативной и дополнительной коммуникации в России и предлагает стратегию, направленную на улучшение качества жизни лиц с нарушением речи через внедрение альтернативных методов коммуникаций.
Основной целью статьи является разработка концептуальной модели, которая позволит интегрировать систему альтернативной и дополнительной коммуникации во все сферы личной жизни, а так же в образовательные учреждения и социальные службы.
Авторы ставят перед собой несколько задач:
- анализ текущего состояния АДК в России;
- выявление потребностей целевой аудитории и их семей;
- формулирование рекомендаций по внедрению АДК.
Выделяются несколько ключевых аспектов, которые должны быть учтены при разработке альтернативной и дополнительной коммуникации:
- индивидуальный подход;
- обучение специалистов;
- инклюзия;
- поддержка государства.
Для реализации концепции предлагается ряд рекомендаций:
— Внедрение и оценка эффективности применения АДК.
— Создание региональных центров поддержки АДК.
— Разработка учебных программ для специалистов.
— Внедрение технологий АДК в образовательный процесс.
-Внесение изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» с целью формирования подпрограммы мер финансового обеспечения пользователей АДК.
Успешная реализация концепции требует комплексного подхода, включающего сотрудничество различных ведомств, образовательных учреждений и общественных организаций; формирование нормативно-правового, научно-методического, материально-технического, кадрового обеспечения.
Исследование не только актуализирует проблему, но и предлагает конкретные пути ее решения, что делает статью важным ресурсом для специалистов в области коррекционной педагогики и психологии.