Работы выпускников

Использование анализа заданий и метода обучения «цепочка в обратной последовательности» для формирования навыка играть в настольную игру со сверстником у ребенка младшего школьного возраста с РАС на примере игры «Барабашка»

Автор работы: Хвостова Ксения Александровна, куратор ресурсного класса БФ «Искусство быть рядом», педагог-психолог ГБОУ Школа №1514, АНО «ЦСП «Инклюзивная молекула», г. Москва

Аннотация

В статье разобран один из вариантов адаптации настольной игры и формирование навыка в неё играть методом «цепочка в обратной последовательности». Даны практические рекомендации по анализу комплексной задачи, определению шагов в цепочке, постановке целей для ребенка с РАС младшего школьного возраста.

Введение

Все мы знаем об огромной пользе различных игр. Об этом говорят множество современных исследований и такие известные деятели науки как Эльконин, Выготский, Пиаже. Игры помогают в языковом развитии, совершенствуют коммуникативные и социальные навыки, развивают моторику, учат креативности, влияют на развитие интеллекта.

Игр существует огромное множество и их можно поделить на несколько видов: подвижные игры, игры с предметами, настольные игры, сюжетно-ролевые игры.

Когда мы приступаем к обучению наших учеников настольным играм, мы думаем о том, сколько пользы принесет это обучение, каким прекрасным и нужным навыкам мы обучим в процессе.

Давайте остановимся и подробнее рассмотрим навыки, которым мы уделяем внимание, обучая ребят играть в настольные игры:

  • Соблюдение очередности
  • совместному вниманию в группе
  • подражанию при взаимодействии в группе
  • различным формам и правилам поведения
  • удерживание внимания на самом процессе
  • умение спокойно ждать
  • умение принимать проигрыш – что тоже очень важно
  • умение договариваться, уступать, добиваться своего, выражая желания в приемлемой форме
  • умение находиться в большой группе
  • просить в приемлемой форме
  • коммуникации со сверстниками

Стоит так же упомянуть о том, что игры расширяют репертуар досуговой деятельности всей семьи, позволяют включиться в взаимодействие со сверстниками, да и в целом играть это весело.

Когда мы выбираем игры, которым будем обучать наших учеников, чаще всего выбор падает на «Лото» и различного вида «ходилки». Это очень хорошие варианты настольных игр, но любая игра может наскучить, перестать приносить удовольствие участникам и стать не актуальной в той среде, в которой обычно в неё играли. Так, например, в начальных классах, на продленке или переменах, педагоги стараются представить широкий ассортимент игр, чтобы у детей была возможность выбрать. Так как одна из наших целей включить ученика с РАС в коллектив сверстников, мы просто не можем игнорировать то, что в этом коллективе сейчас актуально.

Хоть сейчас ассортимент настольных игр для детей и огромен, создается ощущение, что выбирать не из чего. Возможно, кому-то будет знакома ситуация, когда при взгляде на полку заставленную множеством разноцветных коробочек, человек вздыхает «Эти игры слишком сложные для моих учеников с РАС».

В данной статье мы хотим поделиться опытом адаптации настольной игры «Барабашка», опытом формирования навыка в неё играть методом обратной цепочки и разобрать сложности, с которыми столкнулись в процессе и рассмотреть возможные варианты решения.

Обучение игре «Барабашка»

Давайте сначала подробнее познакомимся с игрой. В коробке 5 деревянных разноцветных фигурок и колода карт.

Фигурки:

  • серая мышка
  • красное кресло
  • зеленая бутылка
  • синяя книжка
  • белая фигурка «Барабашка»

В колоде карт прилагающихся к этой игре есть карточки двух типов, один тип карточек более простой на них изображено два предмета, один из которых такого же цвета, как и фигурка. Соответственно задача игроков при игре с этим типом карточек соотнести фигурку с её изображением и выбрать быстрее соперника.

Второй тип карточек предполагает работу по методу исключения, на них также изображено два предмета, но цвета перепутаны, отличаются от тех, которые у фигурок. И здесь задача игрока выбрать предмет, который не подходит ни по одному из признаков на карточке: ни по цвету, ни по форме.

Например, на карточке изображено серое кресло и зеленая книга, ребенку нужно исключить предмет серого и зеленого цвета, а также кресло и книгу. Остается фигурка Барабашки – т.к. она белого цвета и её изображения нет на карточке.

Чтобы играть в оба варианта игры у ребенка должны быть в репертуаре такие навыки как: сопоставление 3D объекта с его изображением, сопоставление по цвету, различение пяти цветов. Если они отсутствуют, следует начать с формирования данных навыков.

Для своих учеников мы выбрали второй вариант игры, где требуется выбрать предмет, исключив остальные. Поэтому карточки, которые подходят для первого варианта игры мы убрали из колоды.

На первом этапе мы разбили задачу на шесть последовательных шагов, получился такой алгоритм:

  1. Исключить один цвет
  2. Исключить второй цвет
  3. Исключить первый предмет изображенный на картинке
  4. Исключить второй предмет изображенный на картинке
  5. Выбрать оставшийся предмет
  6. Назвать оставшийся предмет/сигнализировать

В начале обучения мы играли по очереди, используя моделинг, вербальную, физическую, жестовую и позиционную подсказку на каждом этапе.

Выглядит это так: инструктор садится напротив ученика и говорит: «Играть будем по очереди, сначала я» выкладывает карточку и вслух говорит «Не серый, не зеленый, не кресло и не книга, осталась Барабашка! Теперь твоя очередь». Во время выполнения инструктор дает еще позиционную подсказку к алгоритму, перемещая называемые предметы в сторону.

Данный алгоритм отрабатывался с двумя учениками по отдельности. На момент проведения исследования ученикам 12 лет, диагноз РАС. Сотрудничество на хорошем уровне, имеют перечисленные выше навыки, необходимые для игры. Разница заключалась в способе предоставления и уровне подсказок для каждого ребенка.

Ученик 1, владеет вокальной речью и имеет хороший уровень понимания обращенной речи и для его обучения использовалась вербальная подсказка, моделинг и позиционная.

Ученик 2, не владеет вокальной речью и имеет крайне низкий уровень понимания обращенной речи и для его обучения использовалась, физическая, жестовая подсказка (на карточку с предметом), моделинг и позиционная. Так же для этого ученика не было требования назвать предмет, ему нужно было сигнализировать о том, что он выбрал предмет подняв его вверх.

С 8ой пробы Ученик 1 выполнял всю цепочку самостоятельно, затрудняясь только в последнем шаге – назвать предмет. (см. граф.1)

У Ученика 2 основные трудности в шагах, где нужно исключить предмет по форме, в них ещё требуется подсказка, т.к. ребенок ошибается, остальные шаги – проделывает самостоятельно с 11 попытки. Последним шагом для данного ребенка, было сигнализировать о том, что он выбрал предмет, подняв его вверх. (см. граф.1)

Далее нам бы хотелось поговорить о сложностях, с которыми столкнулись в процессе обучения и разобрать способы их преодоления.

Некоторым детям, сложно выбрать фигурку Барабашки, т.к. это единственная фигурка в наборе, которая не имеет точного соответствия с её изображением. Когда мы столкнулись с такой проблемой, было принято решение – отучить эту фигурку отдельно используя метод отдельных блоков.

Заранее отбираем карточки, на которых изображение Барабашки. Перед ребенком на столе фигурка, у инструктора колода карточек. Показываем ребенку карточку, указывая жестом на Барабашку на картинке, даем инструкцию «Дай Барабашку», помогаем физически ребенку её выполнить, поощряем. Постепенно снижаем подсказку, после трех самостоятельных реакций, добавляем на стол второй предмет, далее расширяем комплект до 5 фигурок на столе. Отрабатываем до 100% самостоятельных реакций в комплекте из 5 предметов.

Параллельно можно выполнять еще такое задание: кладем на стол две карточки, на одной есть изображение Барабашки, на другой нет. Даем фигурку ребенку, инструкция «Положи правильно», помогаем выполнить, постепенно снижая уровень подсказки до самостоятельных реакций. Карточки на столе меняем местами и меняем сами карточки – чтобы ребенок различал различные изображения Барабашки (где-то он нарисован с улыбкой, где-то с руками сложенными на груди, где изображение на заднем плане, где-то на переднем). Отрабатываем до 100% самостоятельных реакций.

Так же для ряда детей может быть сложно, назвать предмет на последнем шаге, тут можно использовать любой другой доступный способ обозначить свой выбор, к примеру, взять в руку и поднять этот предмет вверх.

Заключение

Игры неотъемлемая часть жизни ребенка. Обучая играть, мы открываем огромный простор для отработки различных навыков, расширяем репертуар досуговой деятельности ребенка и его семьи, помогаем ему включится в среду сверстников.

Используя методы Прикладного анализа поведения и опираясь на законы поведения, мы можем адаптировать и обучить наших учеников множеству различных игр. Важно выстроить наше взаимодействие таким образом, чтобы ребенку было интересно и весело в процессе.

Список литературы

  1. Пол Альберто, Энн Траутман: «Прикладной анализ поведения. Учебное пособие для педагогов, психологов, учителей-дефектологов.»
  2. Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. «Прикладной анализ поведения»
  3. Таубман М., Лиф Р., МакЭкен Дж. «Есть контакт! Учебные программы. Социализация людей с аутизмом с помощью прикладного поведенческого анализа»

Приложения

Новое

Мы работаем в Москве, наш центр предоставляет услуги ABA детям с РАС и детям с другими особенностями развития.
Для взрослых мы проводим курсы ВСВА, КПК, RBT, семинары и тренинги.

  +7 (966) 062-90-70

© Copyright 2019 ProABA. Все права защищены
Политика конфиденциальности  •  Лицензии  •  FAQ

Корзина
  • В корзине пусто.