Использование ДТТ и метода обучения «цепочка в обратной последовательности» для формирования навыка обращения с денежными монетами для совершения покупок у младшего школьника с РАС

Автор работы: Саввина Лариса Александровна, педагог-психолог ресурсного класса МАОУ инженерно-технологической школы № 27 города Липецка, выпускница курсов аналитиков поведения уровня ВСВА КМЦ «Педагогика и психология», руководитель курса Жесткова Екатерина Борисовна.

Аннотация

В статье разобран практический пример одного из способов обучения детей с расстройством аутистического спектра навыку использования денежных монет для совершения покупок. Кроме этого обозначена необходимость комплексного поэтапного подхода к формированию навыков обращения с деньгами у людей с РАС.

Введение

Формируя коррекционно-развивающую программу ребёнка и ставя цели перед собой, все специалисты в области прикладного анализа поведения ориентированы на то, чтобы сформировать максимально независимую личность, приспособленную к самостоятельной жизни. В связи с этим, социально-бытовые цели занимают базовую часть поведенческих программ.

Исходя из принципа социальной значимости, нельзя упускать из вида формирование навыка обращения с деньгами. Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Овладение навыком обращения с деньгами позволяет ребёнку продвинуться на шаг вперёд к будущей самостоятельности и независимости от окружающих. Несмотря на то, что всё большее распространение приобретает система безналичного денежного обращения, денежные купюры и монеты ещё очень распространены.

Кроме этого, обращение с денежными монетами различного достоинства, как отмечают ряд исследователей (Г.А.Корнеева, A.M.Леушина, З.А.Михайлова, Н.И.Непомнящая, А.А.Столяр, Е.В.Щербакова, А.В.Белошистая), благоприятно сказывается на усвоение детьми системы математических представлений, интеллектуальном развитии. Что, в свою очередь, оказывает качественное влияние на психическое развитие детей в целом.

Нормотипичные сверстники начинают получать первые карманные деньги от родителей, как правило. уже в младших классах школы для совершения покупок в школьном буфете.

Карманные деньги – это один из первых шагов обучения детей финансовой грамотности. С их помощью ребенок на практике учится и открывает для себя мир покупок, возможностей, сбережений.

В связи с этим, встаёт объективная необходимость обучения детей навыку обращения с денежными монетами. В данной статье мы поделимся опытом обучения двух детей с РАС младшего школьного возраста навыку использования денежных монет для совершения покупок.

Процедура исследования

Обучение нормотипичных детей финансовой грамотности и навыкам обращения с деньгами проходит ряд этапов.

Знакомство с денежными знаками начинается ещё на этапе дошкольного детства в формате разнообразных игр. По мере взросления применяются различные приёмы овладения навыками финансовой грамотности.

На наш взгляд обучение детей с РАС данной группе навыков также должно осуществляться поэтапно. Однако процедуру обучения необходимо выстроить, базируясь на принципах и методах Прикладного анализа поведения (АВА-терапии).

В научной литературе существуют практические примеры исследований применения методов АВА-терапии для формирования навыка использования денег [7-9].

Овладения навыком обращения с денежными монетами для совершения покупок предполагает предварительное овладение ребёнком рядом навыков:

  1. Различение номинала денежных монет.
  2. Навыки пересчёта
  3. Навыки сложения/вычитания

В нашем исследовании приняли участие 2 мальчика 8 лет с диагнозом РАС (расстройство аутистического спектра). Данные дети являются учениками ресурсного класса общеобразовательной школы. Оба ребёнка владеют вокальной речью, интравербальными навыками, хорошим уровнем понимания речи. Они владеют навыком знания состава числа в пределах 20, а также навыками сложения и вычитания в пределах 20.

Обучение навыку проводилось в индивидуальном формате с каждым ребёнком отдельно.

На момент начала исследования дети различали номинал денежных монет: могли рассортировать монеты по номиналу, показать по инструкции на монету нужного номинала и назвать её, но не владели навыком отсчитывания необходимой суммы. Соответственно, они не могли самостоятельно выполнить цепочку последовательности действий совершения покупки.

В силу того, что в исследовании принимали участие учащиеся младшей возрастной категории, обучение отсчёту определённой денежной суммы ограничивалось в пределах 100.

Наше исследование состояло из нескольких этапов:

  1. Сбор данных о базовом уровне формируемого навыка.
  2. Обучение навыку отсчёта необходимой суммы из имеющихся монет путём составления различных комбинаций монет.
  3. Обучение навыку совершения покупки с использованием денежных монет методом обратная цепочка действий.

Результаты исследования представлены на графике.

Использование ДТТ и метода обучения «цепочка в обратной последовательности» для формирования навыка обращения с денежными монетами для совершения покупок у младшего школьника с РАС

Обратите внимание на разную размерность двух осей Y. Это связано с тем, что на 1 и 2 этапах исследования регистрировался процент верных реакций при формировании навыка отсчёта необходимой суммы (линии данных с маркёром o ) На 3 этапе исследования осуществлялся подсчёт количества самостоятельных шагов в цепочке навыка совершения покупки с использованием денежных монет (линии данных с маркёром Δ).

Сбор данных на фазе фоне осуществлялся с использованием метода холодные пробы.

На фазе вмешательства с детьми проводился обучающий тренинг ДТТ. Процедура выполнялась по аналогии с процедурой обучения составу числа. Перед учеником выкладывалась монета большего достоинства и несколько монет различного номинала меньшего достоинства. Предоставлялась инструкция: «Набери столько же». Ученик должен был составить все возможные варианты. Так, например, для монеты номиналом 10 рублей составлялись следующие варианты комбинаций.

Использование ДТТ и метода обучения «цепочка в обратной последовательности» для формирования навыка обращения с денежными монетами для совершения покупок у младшего школьника с РАС

По мере того, как дети становились более успешны, им давалась инструкция набрать различные суммы монет. При этом для каждой суммы необходимо было составить не менее 5 различных комбинаций монет.

При обучении навыку отсчёта необходимой суммы из имеющихся монет возникали ряд трудностей:

  1. При пересчитывании дети брали во внимание количество имеющихся монет, не учитывая их номинал.
  2. Ученики стремились набирать требуемую сумму монетами одного достоинства, избегая комбинаций с монетами разного достоинства. Если требуемая сумма была «круглой», то ученики быстрее справлялись с задачей.
  3. В начале обучения ученику 2 сложно было одновременно удерживать в памяти сумму, которую необходимо набрать и выполнять вычислительные операции.
    Для облегчения выполнения задания для ученика 2 инструкция с указанной суммой монет, которую нужно набрать, предоставлялась в написанном виде.
  4. В тренинге дети отсчитывали точную сумму из имеющихся монет. У обоих учеников возникала сложность, связанная с тем, что можно набрать большую сумму и получить сдачу от продавца. В своём исследовании мы не работали над навыком совершения покупки, предполагающей расчёт с продавцом с получением сдачи.

По мере того, как дети осваивали навык отсчитывания необходимой суммы по инструкции, с ними началась работа по обучению цепочке последовательности действий для совершения покупки в школьном буфете. В данном исследовании мы использовали метод «обратная цепочка». Ребёнку предоставлялась инструкция от учителя: «Можешь сходить в буфет!»

Цепочка состояла из последовательности действий:

  1. Открыть портфель
  2. Достать кошелёк
  3. Положить кошелёк в карман брюк
  4. Выйти из класса
  5. Дойти до буфета
  6. Открыть дверь и зайти в буфет
  7. Подойти к полке с товаром
  8. Взять «сладость»
  9. Подойти к кассе
  10. Сказать кассиру: «Здравствуйте!»
  11. Дать «сладость» кассиру
  12. Дождаться от кассира сумму к оплате
  13. Достать кошелёк
  14. Открыть кошелёк
  15. Отсчитать нужную сумму
  16. Отдать деньги кассиру
  17. Взять «сладость»
  18. Сказать: «Спасибо!»
  19. Вернуться в класс

Алгоритм цепочки расписан в чек-листе (приложение 1) и специалист, обучающий ребёнка, собирал данные по колличеству самостоятельных шагов в цепочке.

В результате нашего исследования дети сделали первые шаги на пути формирования самостоятельности. В ходе исследования оба ученика освоили навык отсчитывания необходимой суммы денежных монет для совершения покупки.

Варианты направлений дальнейшей работы с данным навыком:

  • Генерализация навыка в ближайшем от школы магазинчике.
  • Обобщение навыка в условиях различных магазинов, за пределами школы (под контролем взрослых).
  • Формирование навыка получать и хранить сдачу.
  • Отработка более сложных ситуаций покупки (например – с получением сдачи от продавца, приобретение нескольких единиц товара)
  • По мере овладения более сложными навыками вычислительных операций – обучение навыку использования бумажных денег для осуществления более дорогостоящих покупок.

Заключение

Совершение покупок – важная неотъемлемая часть жизни каждого человека. Овладение навыком обращения с деньгами является жизненно необходимым для человека, так как открывает ему новые возможности социализации и улучшает качество его жизни.

Положительные результаты, которые были получены в ходе исследования позволяют сделать вывод, что методы прикладного анализа поведения позволяют выстроить максимально эффективно процесс обучения, даже таким сложным навыкам как обращение с деньгами.

Список литературы

  1. Алоева А.А. Дети и деньги. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008 г. – 238с.
  2. Годфри Дж. Как научить ребенка обращаться с деньгами. – М.: Добрая книга, 2006. – 124 с.
  3. Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард Прикладной анализ
  4. поведения. Пер с англ. – М.: Практика, 2016. – 864 с.
  5. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.:2014. – 64 с.
  6. Макдональд Р., Лангер С. Различаем и сопоставляем: Обучение детей с РАС базовым навыкам дискриминации на основе прикладного анализа поведения. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. – 248 с.
  7. Сафонова А.А. Рациональное распоряжение карманными деньгами в младшем школьном возрасте // https://school-science.ru/1/14/27515 МБОУ СОШ № 8 г. Туймазы.
  8. Krista S Keintz, Caio F Miguel, Betty Kao and Heather E Finn Using conditional discrimination nraining to produce emergent relations between coins and their values in children with autism/ JABA. 2011 Winter; 44(4): 909–913.
  9. Tom Bellamy and Kathleen Laffin Buttars Teaching Trainable Level Retarded Students to Count Money: Toward Personal Independence through Academic Instruction. / Education and Training of the Mentally Retarded Vol. 10, No. 1 (FEBRUARY 1975), pp. 18-26 (Published By: Division on Autism and Developmental Disabilities https://www.jstor.org/stable/23876493) .
  10. Trace M.W., Cuvo A.J., Criswell J.L. Teaching coin equivalence to the mentally retarded. / JABA.1977 Spring; 10(1): 85–92.

Приложения



Подпишитесь на наш канал, получайте новости и общайтесь с коллегами