Использование комбинации техник управления собственным поведением для формирования привычки к здоровому питанию

Автор работы: Ощепкова Анастасия Дмитриевна (магистр психологии, терапист и куратор АВА-центра) г. Екатеринбург

Аннотация

В данной статье описано применение техник самоуправления для формирования у взрослого привычки к здоровому питанию, которое определено как следованию определенному рациону, из которого исключены сладости, мучное, жаренное и жирное. А также соблюдение нормы калорий и баланса белков, жиров и углеводов. Было определено целевое и контролирующее поведение. Для последнего была подобрана подходящая комбинация техник, что в результате позволило успешно повысить как контролирующее так и целевое поведение.

В современном обществе все больше людей увлекаются спортом и ведут здоровый образ в жизни, который включает отказ от вредных привычек и правильное питание. Для того, чтобы сформировать здоровые привычки и в дальнейшем их поддерживать продолжительное время недостаточно только внешних причин: советы друзей, напоминания тренера или родственников, рекомендации врача, необходимо также использовать техники управления собственным поведением.

Самоуправление – личное использование способов изменения поведения, позволяющих добиться желаемых изменений поведения (Купер и др.). В данном исследовании будет использоваться комбинация техник самоуправления, одной из которой является самонаблюдение.

Очень много исследований, связанные с темой самоуправления, направлены на детей и подростков с особенностями развития. Например. Lerman, Addison и Kodak 2006 года в своей статье изучают наличие самоконтроля у двух детей с расстройством аутистического спектра при выборе из двух неприятных заданий.

В другой статье уделяется внимание сравнению эффективности самонаблюдения за вниманием с процедурой самонаблюдением за академической продуктивностью (Harris, 1986). В следующем исследовании также уделено внимание учащимся. В нем рассматривается, как навыки самоуправления влияют на поведение в классе. (Ninness, 1991). Во всех примерах отмечается эффективность применения самонаблюдения.

Однако тема использования техник самоуправления для поведения нормотипичного взрослого, особенно связанного с питанием слабо освещена. Это подтверждает актуальность данного исследования. Статьи, посвященные изучению поведения взрослых, в основном, описывают тренинги персонала учебных учреждений, как например, в статье Петчера (Petscher, 2006). Есть примеры исследований, в которых авторы рассматривают применение самонаблюдения для избавления от вредных привычек, в частности курения (Foxx, 2006). Несмотря на то, что авторы обеих статей отмечают, что при сравнении с другими процедурами самонаблюдение не является самой эффективной, в данной работе будет применена именно она, так как целевое поведение – соблюдать рацион и норму калорий и макроэлементов, должно происходить в течение целого дня и в разных ситуациях.

Метод

Участники и условия

Участник исследования – девушка 24 лет, занимается спортом и старается следить за питанием. Вела дневник питания до этого, максимальный срок 6 недель подряд. После этого было еще 3 попытки, но продолжительность ведения была 1 – 2 недели с перерывами.

Дизайн и процедура

Основная цель вмешательства – это сформировать привычку к здоровому в питании. Она включает в себя следование определенному рациону и потребление не больше 1445 калорий в день, 146 грамм углеводов, 78 грамм белка и 56 грамм жиров. Так как участником отмечалось, что ранее при регулярном ведении дневника питания в специальном приложении эта цель успешно достигалась, была разработана программа управления собственным поведением для увеличения частоты поведения – вносить данные о питании в дневник.

Необходимо было записывать данные в специальное приложение «Fat secret», так как уже был опыт его использования и не требовалось дополнительного обучения. Участница исследования получала 1 балл за каждый день заполнения дневника, а каждые накопленные 5 баллов обменивала на покупку билета в кино или любую другую непищевую покупку в пределах 500 рублей. Также при заполнении дневника в течение двух дней подряд девушка зарабатывала дополнительный балл в виде звезды в таблице, для получения каждой следующей звезды дневник необходимо было заполнять на один день подряд дольше. Первые 5 звезд участница планировала обменять на блок процедур массажа. После получения 5 звезд начинается сбор следующих 5 для обмена на новое поощрение и критерий снова начинается с 2 дней подряд.

Дни заполнения, баллы и звезды отмечались в специальной таблице, которая висела на видном месте в доме. Все ближайшее окружение было оповещено о целях и начале вмешательства. Также ежедневный отчет из приложения предоставлялся тренеру.

Также за один день пропуска заполнения дневника необходимо было сделать 10 упражнений бёрпи.

Сочетание этих техник отвечает всем рекомендациям по построению эффективной программы самоуправления (Купер и др.). Дизайн исследования – это дизайн с переменным критерием. Отмена вмешательства планировалась после достижения критерия 6 дней введения записей подряд и получения 5 необходимых звезд в таблице. Сроки исследования не позволили достичь данного критерия, поэтому отмена вмешательства не была проведена.

Фон. Данные фона собирались в течение недели с 1.12 по 6.12. В течение этого времени не отмечалось ни одного дня с заполнением дневника.

Обсуждение результатов и выводы

Результаты

В ходе исследования участница получила два промежуточных поощрения и 3 звезды для дополнительного. Ни разу не потребовалось применять процедуру наказания.

Ниже представлены 2 графика. На графике 1 на вертикальной оси отмечено количество дней всего, а на горизонтальной оси отмечены даты. Это кумулятивный график на нем отражены два процесса заполнение дневника — линия с черными треугольниками и следование здоровому питанию – линия с белыми квадратами. И как можно увидеть на графике 1, с помощью комбинации техник самоуправления участнице удалось заполнять дневник без перерывов в течение 14 дней. Также в течение 12 из этих 14 дней девушка придерживалась рекомендованной нормы калорий и следовала рациону. График 2 показывает, как достигался критерий для получения звезды. На нем по вертикальной оси отмечено количество дней заполнения подряд, а по горизонтальной оси дата. Пунктирная линия показывает необходимое количество дней заполнения подряд для достижения критерия. Вертикальные линии – это линии смены условий. Таким образом, можно сделать вывод, что участница исследования за время его проведения смогла достичь критерия 4 раза и заработать 4 из необходимых 5 звезд

Использование комбинации техник управления собственным поведением для формирования привычки к здоровому питанию

Использование комбинации техник управления собственным поведением для формирования привычки к здоровому питанию

Также девушка перед началом эксперимента и в конце при передаче данных делала замеры веса и объемов тела: вес снизился на 1 кг, а объемы талии и животы уменьшились на 2 см.

Следует отметить, что эксперимент на этом не прерывается: участник планирует и дальше продолжать использовать самонаблюдение и систему поощрений для улучшения результатов, их закрепления и поддержания.

Побочных эффектов от проведения процедуры замечено не было. Однако, при работе со взрослыми следует иметь в виду, что участие в эксперименте и знание его конечной цели может влиять на результат. Так как присутствует прошлый успешный опыт участницы вне эксперимента, этот риск сведен к минимуму.

Таким образом, можно сделать вывод, что техники управления собственным поведением могут успешно применяться для работы с привычками питания у нормотипичного взрослого. Особенно актуально это становится, если соблюдение определенной диеты обусловленно медицинскими причинами. Это может стать темой для дальнейшего исследования.

Список использованных источников

  1. Dixon MR, Hayes LJ, Binder LM, Manthey S, Sigman C, Zdanowski DM. Using a self-control training procedure to increase appropriate behavior. J Appl Behav Anal. 1998 Summer;31(2):203-10. doi: 10.1901/jaba.1998.31-203. PMID: 9652100; PMCID: PMC1284112
  2. Harris KR. Self-monitoring of attentional behavior versus self-monitoring of productivity: effects on on-task behavior and academic response rate among learning disabled children. J Appl Behav Anal. 1986;19(4):417-423. doi:10.1901/jaba.1986.19-417
  3. Foxx RM, Brown RA. Nicotine fading and self-monitoring for cigarette abstinence or controlled smoking. J Appl Behav Anal. 1979;12(1):111-125. doi:10.1901/jaba.1979.12-111
  4. Lerman DC, Addison LR, Kodak T. A preliminary analysis of self-control with aversive events: the effects of task magnitude and delay on the choices of children with autism. J Appl Behav Anal. 2006;39(2):227-232. doi:10.1901/jaba.2006.90-05
  5. Ninness HA, Fuerst J, Rutherford RD, Glenn SS. Effects of self-management training and reinforcement on the transfer of improved conduct in the absence of supervision. J Appl Behav Anal. 1991;24(3):499-508. doi:10.1901/jaba.1991.24-499
  6. Petscher ES, Bailey JS. Effects of training, prompting, and self-monitoring on staff behavior in a classroom for students with disabilities. J Appl Behav Anal. 2006;39(2):215-226. doi:10.1901/jaba.2006.02-05
  7. Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. — М.: Практика, 2016. — 864 с.


Подпишитесь на наш канал, получайте новости и общайтесь с коллегами