Использование прецизионного обучения в формировании навыка чтения слов из 5-7 букв и достижения беглости младшим школьником с РАС
Автор работы: Савельева Елена Александровна, куратор ресурсного класса гимназии №25 города Костромы, педагог психолог Фонд помощи детям и взрослым с расстройством аутистического спектра «Открыть мир» г. Кострома. выпускница курсов аналитиков поведения уровня ВСВА КМЦ «Педагогика и психология», руководитель курса Жесткова Екатерина Борисовна.
Аннотация
В работе описано использование методики точного (прецизионного обучения) в формировании навыка чтения, начиная от первой ступени слогового чтения
Введение
Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования, самостоятельности. Значение чтения для ребенка очень велико.
Основной объем информации дети получают в школе с помощью учителя. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы- научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.
К моменту поступления в школу, навык чтения является одним из ключевых у младшего школьника. Хороший уровень этого навыка необходим для освоения школьной программы и должен быть развит на уровне беглости для его ежедневного использования на уроках и при выполнении домашних заданий. Какие возможности открываются перед ребенком, благодаря навыку чтения?
Рассмотрим подробнее:
- Знакомство с моделями поведения в социальной среде
- Знания основ безопасности собственного поведения
- Представление об окружающем мире
- Общение со сверстниками, и людьми объединёнными общими интересами
- Использование интернет ресурсов, печатной продукции
- Освоение школьной программы
- Развитие познавательной деятельности
- Повышение личной успешности в социальной среде
- Формирование навыка самостоятельности
- Можно отметить, что ряд авторов относит навык чтения к поведенческому прорыву, то есть такому виду поведения, которое открывает доступ к новым условиям окружающей среды, новым обусловленностям, новым поощрениям и создает основу для формирования сложных комплексных видов поведения.
Метод
Мы применили метод точного (прецизионного) обучения в данном исследовании, основываясь на научных статьях Kubina, R. M., Kostewicz, D.E., Clay M. и других авторов. Метод является научно-доказанным, исследования могут быть воспроизведены, в случае индивидуальных особенностей метод может быть адаптирован. Особенностью данного метода является подбор уникального поощрения, который выдается в постоянном режиме. В применении данного режима подкрепления мы не видим опасности разрушения навыка, в следствие периодического изменения критерия в сторону увеличения – ученик постоянно улучшает/изменяет скорость реакций. Расчет начального критерия успеха производится исходя из предварительных измерений навыка, то есть на основании данных прямого наблюдения за поведением.
Вмешательство
В данном исследовании принимали участие трое учеников с РАС младшей школы. Навык чтения у мальчиков до проведения исследования находился на разном уровне: двое ребят читали слоги из двух звуков, один ученик читал слова из 5-7 букв.
Зависимая переменная
В проводимом исследовании мы наблюдали изменение количества прочитанных слогов/слов за 1 минуту.
Целевое поведение. Метод измерения
По каждому ученику были поставлены цели — достижение беглости в чтении. Цели были поставлены индивидуально, в этом мы видим сильные стороны исследования – доказать, что данный метод работает с различным начальным уровнем навыков. В качестве стандартизированного способа отображения данных и анализа частоты изменения поведения во времени мы выбрали стандартную диаграмму ускорения. До начала проведения исследования, мы совершили подготовительные мероприятия:
1. Провели отбор участников, согласно следующим критериям – ученики младших классов с РАС, обладающие навыком слитно читать слоги или слова. Целью в достижении беглости навыка чтения мы приняли решение опираться на необходимый максимум школьной программы. Задачами проверки техники чтения в по ФГОС НОО по предмету «Литературное чтение» являются выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:
- темп чтения, при котором осознается текст;
- навык осознанного чтения в определенном темпе;
- чтение без ошибок.
Критерий оценивания техники чтения в 1-4классах, связанный со скоростью прочтения:
Опираясь на усредненные требования школьной программы, мы установили критерий успешности в достижении беглости прочитанного — 50 слогов/слов из 5-7 букв в минуту. Для перехода учеников, читающих слоги, к чтению слов, мы использовали в обучающем протоколе методику анализа задач и ввели критерий перехода на следующий шаг.
2. составили протокол (см. приложение) обучения с анализом задач и критериями перехода к следующему шагу, и чек лист для сбора данных
3. провели тренинг обучающего персонала
Результаты
Наше исследование проводилось в течение 3 недель. Мы достигли положительных изменений по всем участникам исследования. Данные отображены в трех отдельных таблицах и отражают положительную динамику.
Обсуждение и выводы
Проведенное исследование считаем валидным и экспериментально доказывающим возможность применения метода прецизионного обучения в формировании навыка чтению и достижения беглости в данном навыке для учеников с различным начальным уровнем чтения.
Верхняя горизонтальная линия на диаграммах отображает поставленную цель, которую необходимо достигнуть в обучении данным методом. В результате ограниченного срока проводимого исследования, критерий не был достигнут ни с одним участником. Восходящая линия тренда свидетельствует о положительной динамике и позволяет предположить о датах достижения цели обучения по каждому ученику. Для лучшего восприятия графика, мы установили точку соприкосновения линии тренда и верхней горизонтальной линии — цели обучения. На пересечении двух этих линий на верху диаграммы читатели могут вычислить дату достижения цели обучения, в случае соблюдения временного режима обучения
Рекомендации
На основании проведенного исследования и полученных результатах, а также с опорой на научные статьи Kubina, R. M., Kostewicz, D. E., & Lin, F. Y. Считаем возможным применять данный метод в формировании и достижении беглости навыков из различных областей, в том числе, навыка чтения.
Ограничения
Этических ограничений в применении данного метода не обнаружено.
Литература
- Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. — М.: Практика, 2016.
- Jesu´s Rosales and Donald M.Baer. «Behavioral cusps: a developmental and pragmatic concept for behavior analysis», Journal of Applied Behavior Analysis, 1997, Number 3, 533–544
- Kubina, R. M., Kostewicz, D. E., & Lin, F. Y. «The taxonomy of learning and behavioral fluency». Journal of Precision Teaching and Celeration, 2009, 25(1), 17-28.
- Kostewicz, D. E., Kubina, R. M., Selfridge, K. A., & Gallagher, D. L. «A review of fixed fluency criteria in repeated reading studies». Reading Improvement,2006, 53, 23-41.
- Richard M. Kubina Jr. and Clay M. «Starlin Reading with Precision», European Journal of Behavior Analysis 2003, 4, 13 — 21
- Selfridge, K., & Kostewicz D. «Reading interventions for four students with learning disabilities». Journal of Precision Teaching and Celeration, 2011, 27, 19-24.