Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Автор работы: Садыхова Русалина Адамовна, учитель-дефектолог ГКОУ ЦИО «Южный», город Москва, выпускница курсов аналитиков поведения уровня ВСВА КМЦ «Педагогика и психология», руководитель курса Жесткова Екатерина Борисовна.

Аннотация

В настоящем исследовании изучалось использование процедуры обучения пересказывать текст с использованием визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы у школьника с РАС старшего возраста. Статья завершается обзором мероприятий по пониманию прочитанного и схемы визуальных подсказок для детей с РАС. Это имеет большое значение для вмешательств, направленных на конкретные когнитивные процессы, такие как поиск предшествующих событий, ответы на вопросы, пересказывание текста, генерализация.

Введение

Данный навык очень важен и необходим для:

  • Развития скорости чтения
  • Понимания отдельных предложений
  • Понимания смысла коротких текстов
  • Развития интравербального навыка отвечать на вопросы по тексту
  • Навыка составлять рассказ по картинкам или схемам в будущем и без визуальных подсказок
  • Развития навыка пересказывать текст
  • Развития речи
  • Развития объема слухо-речевой памяти.
  • Принятия обществом

В исследовании принимает участие подросток, Ренат, 16 лет, обучающийся в государственной школе, в 9 классе по АООП 8.3

Базовые навыки Рената:

  • Чтение
  • Транзитивное сопоставление
  • Ответы на простые вопросы по тексту

Все занятия проводились у него дома с инструктором. Для проведения исследования были подготовлены 3 истории объемом от 6-8 предложений, в каждом предложении от 4-6 слов. Ребенку предоставлен текст: предложения с картинками или схемой.

Критерием успеха было 2 последовательные сессии со 80-100% пересказом близко к тексту.

Дизайн исследования: многофоновый дизайн кросс-ситуационный.

Этапы обучения:

  1. На фазе «фона» Ренату предлагалось рассказать про… («Зина и снегирь», «Зоопарк», «Новогодний праздник»). Текст ему незнаком. В ответ на инструкцию: «Расскажи мне про Новый год», Ренат не мог рассказать.
  2. На фазе «Чтение» Ренату предлагалось прочитать текст 2 раза.
  3. На фазе «Соотнесение предложения с картинкой» Ренату предлагались предложения из текста для сопоставления с картинкой.
  4. На фазе «Ответы на вопросы к тексту» Ренат отвечал на поставленные вопросы по тексту.
  5. На фазе «Обучение пересказу» Рената знакомили с каждым предложением рассказа, прежде чем переходить к пересказу всего текста. Прочитывалась каждая страница с предложением 2 раза, затем страница закрывалась и Ренату предлагалось выполнить легкие знакомые задания. Через 30 секунд инструктор указывал на прочитанную страницу и задавал вопрос: «Что ты сейчас прочитал?». И так с каждым предложением. Критерием успеха было 2 последовательные сессии с 80-100% с пересказом предложения близко к тексту. Если критерий успеха был достигнут, переходили к следующему предложению. В случае затруднения предоставлялась вербальная подсказка со следующим словом и указание на слово в предложении.
  6. На фазе «Самостоятельный пересказ текста» Ренат пересказывал текст с опорой на визуальную схему, состоящую из отдельных блоков с напечатанными словами «сначала» — «потом» — «потом» — «потом».
  7. На фазе «Генерализация пересказа текста» Ренат пересказывал текст отцу, школьному логопеду и дефектологу через платформу «ZOOM» (в связи с самоизоляцией из-за коронавируса) без визуальных подсказок и схем.

Заключение

Результаты показали, что процедура была эффективна для обучения пересказу коротких рассказов подростка с аутизмом. (Рис. 1)

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Список использованной литературы

  1. Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. «Прикладной анализ поведения».
  2. Analysis Verbal Behav (2015) 31:39–58 DOI 10.1007/s40616-014-0023-x
  3. Amber L. Valentino1,2 & Daniel E. Conine1 & Caitlin H. Delfs1 & Christopher M. Furlow1
  4. Published online: 21 March 2015 # Association for Behavior Analysis International 2015.
  5. Braam and Poling Applied Research in Mental Retardation, 4, 279–302, 1983; LucianoApplied Research in Mental Retardation, 102, 346–357, 1986; Watkins и др. анализ вербального поведения, 7, 69–81, 1989).
  6. NIH Public Access Author Manuscript Focus Autism Other Dev Disabl. Author manuscript; available in PMC 2010 March 01. Evidence-Based Reading Instruction for Individuals with Autism Spectrum Disorders. Kelly J. Whalon, Ph.D., The College of William and MaryStephanie Al Otaiba, and Florida State University Monica E. Delano University of Louisville Published in final edited form as: Focus Autism Other Dev Disabl. 2009 March 1; 24(1): 3–16. doi:10.1177/1088357608328515.
  7. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». М., 2007.
  8. Т.А. Ткаченко. Наглядный материал. Схемы для составления предложений и рассказов.
  9. Жукова О.В. — Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования.

Приложения

Текст 1. Зинйф а и снегирь

На улице зима. Зина пошла в магазин. В магазине Зина купила семечки. Семечки Зина насыпала в кормушку. К кормушке прилетел снегирь. Снегирь стал клевать семечки. Семечки очень понравились снегирю. Он запел весёлую песенку.

Соедини предложение с картинкой.

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Ответь на вопросы по тексту

  1. Какое время года на улице?
  2. Куда пошла Зина?
  3. Что Зина купила в магазине?
  4. Куда насыпала Зина семечки?
  5. Кто прилетел к кормушке?
  6. Что стал клевать снегирь?
  7. Снегирю понравились семечки?
  8. Что запел снегирь?

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

Использование визуальной подсказки в форме графическо-картинной схемы при формировании навыка пересказа прочитанного текста у школьника с РАС старшего возраста

 



Подпишитесь на наш канал, получайте новости и общайтесь с коллегами