Юлия Курбанова с обзором статьи «Встречный контроль как фундаментальный принцип поведения и «метод Хенли»
Юлия Курбанова, основатель Школы для особых родителей, магистр психологии, сертифицированный поведенческий аналитик (BCBA, IBA) делает разбор статьи «Встречный контроль как фундаментальный принцип поведения и «метод Хенли»» ( Delprato, D. J. (2002). Countercontrol in behavior analysis. The Behavior Analyst, 25, 191-200. Skinner, B. F. (1965). Science and human behavior (No. 92904). Simon and Schuster.).
Встречный контроль — это оперантное поведение, которое случается в социально-аверсивных условиях. Когда человек сталкивается с аверсивным контролем, он пытается избежать или уклонится от этого контроля.
Существует 2 вида встречного контроля:
- агрессивные внешние оперантные реакции и эмоциональное поведение;
- уход из сферы воздействия контролирующего агента или пассивное сопротивление.
Встречный контроль — это не основной принцип поведения. Так как он подразумевает присутствие аверсивной социальной стимуляции, а так же потому что это реакция оппозиции контролю, а не подкрепление контроля. Реакции встречного контроля не обязательно должны быть эффективны, чтобы поддерживаться (возникать вновь).
Поведенческий аналитик не всегда может определить существование зависимости подкрепления реакций встречного контроля.
Основное теоретическое обоснование встречного контроля:
- поведение всегда контролируемо (вызываемо) внешними факторами;
- поведение всегда вызывает последствия;
- поведение одновременно контролирует и контролируется последствиями;
- поведение одновременно является функцией внешней среды и её источником контроля.
Юлия рассказывает, как встречный контроль выглядит в реальной жизни и приводит примеры.
- Уход, избегание коротких последствий. Например:
- Учитель пригрозил выгнать из класса, ученик в ответ пригрозил пожаловаться на учителя в министерство образования.
- Мама сказала, что отнимет планшет, если ребенок не сядет за домашнее задание. Ребенок сел за стол и стал смотреть в окно.
- Дефектолог задвинул ученика столом в угол, чтобы ученик не вставал из-за стола. Ученик начал сильно бить головой об стену.
- Уход, избегание длительных аверсивных зависимостей. Например:
- Длительный булинг ребенка в школе резко прекратился, когда ребенок сильно укусил одноклассника за руку.
- После недельного наказания комендантским часов (быть дома в 8 часов вечера каждый день), подросток вылез в окно и гулял с друзьями всю ночь.
- После нескольких дней насильного одевания тесной обуви, невербальный ребенок с аутизмом начал снимать обувь на улице.
Авторы статьи подчёркивают важность побуждающих условий и установочной мотивации.
Предыдущая поведенческая история — одно из основных побуждающих условий в ситуациях встречного контроля. Негативные эмоции, связанные в первую очередь с инстинктивными ощущениями ограничения свободы — одна из основных установочных мотиваций в ситуациях встречного контроля.
Необходимо понимать концепцию встречного контроля, чтобы поведенческое вмешательство работало эффективно.
На данный момент в научном сообществе идут дебаты, называть ли встречных контроль пятой функцией поведения.
Метод Хенли рассматривается как практический метод применения принципа встречного контроля в работе с нежелательным поведением.
Два основных теоретических элемента, которыми доктор Хенли обосновывает свой метод:
- интервалы синтезированного индивидуализированного подкрепления (создание наиболее привлекательных для ребенка условий);
- создание баланса между деятельностью под контролем ребенка (child-led) и деятельностью под контролем взрослого (adult-led).
Сначала создавая, а затем чётко разграничивая “сферы влияния” ребёнка и взрослого, Хенли предотвращает любую возможность встречного контроля. В итоге, создаётся баланс сфер влияния, который устанавливает эффективные правила между контролирующими и контролируемым.
Чтобы узнать больше о встречном контроле и методе Хенли, смотрите выступление Юлии Курбановой в выпуске Журнального клуба.