Бобби Ньюман «Что за функция?». Глава 2

Вторая глава книги «Что за функция?»: «Имеет ли значение диагноз?»

 

Во второй главе книги доктор Ньюман рассматривает очень важный вопрос – есть ли связь между проблемным поведением и диагнозом человека? И если такая связь существует, как можно её определить?

К сожалению, практикующие специалисты, особенно начинающие, часто пытаются «оправдать» плохое поведение ребёнка его диагнозом. Вы можете услышать, что дети с эпилепсией упрямы, дети с миодистрофией Дюшена склонны к вызывающему поведению, и так далее.

 

История из практики

 

Доктор Ньюман делится историей из своей практики.

Однажды в его классе появился новый ученик с диагнозом «трисомия 21 хромосомы» (синдром Дауна). В его документах были подробно описаны особенности развития навыков, предпочтения, особенности учебного поведения. Через несколько дней учителя сообщили, что ребёнок проявляет агрессию в сторону одноклассников. Доктор Ньюман был обеспокоен и связался со специалистами с прежнего места учёбы мальчика.

К его немалому удивлению, специалисты ответили, что у ребёнка наблюдалось такое НП, но они не сочли нужным упомянуть об этом в документах, так как агрессивное поведение является характерной чертой поведения людей с синдромом Дауна.

Позвольте нам поделиться своим обширным опытом общения с людьми с синдромом Дауна: о них, используя слово «все», можно сказать только одно – все они очень разные.

Кто-то из них мил и ласков, спокоен, покладист. У кого-то более импульсивный характер, кто-то любит музыку и хорошо танцует, кому-то нравится рисовать. Так же, как и люди без синдрома Дауна, они увлекаются разными вещами, имеют индивидуальные склонности и предпочтения и объяснять какие-то особенности поведения человека его диагнозом не имеет особенного смысла.

 

Циркуляное объяснение

 

Да, действительно, некоторые диагнозы могут вызывать характерные паттерны поведения.

Так, ребёнок с РАС может испытывать огромный дискомфорт из-за неудобной одежды и обуви (колючий свитер, тесные ботинки), не выносить громких звуков или тревожиться в присутствии большого количества людей. Эти особенности могут провоцировать вспышки проблемного поведения (крики, истерики, убегания, попытки снять одежду и обувь).

Но в большей части случаев попытки объяснить особенности поведения диагнозом приводят к построению циркулярных объяснений.

Циркулярное объяснение создаёт ложное ощущение понимания причин поведения, но на самом деле ничего не объясняет.

Доктор Ньюман приводит такой пример:

— Почему этот человек не разговаривает в классе, а только на индивидуальном занятии?

— У него селективный мутизм.

— А откуда вы знаете, что у него селективный мутизм?

— Да вот же, он не разговаривает только в классе.

 

Вывод

 

Какой же вывод можно сделать из главы «Имеет ли значение диагноз?», что можно посоветовать родителям и начинающим специалистам?

Друзья, обязательно следует учитывать особенности диагноза или состояние здоровья человека, с которым вы работаете. Особенно следует обращать внимание на возможный болевой синдром у неговорящих детей.

Здесь мы ещё раз хотим направить вас к брошюре «Признаки боли у неговорящих людей». Возможно, именно вы будете тем человеком, который заметит, что ребёнку больно и не оставит его без помощи.

С другой стороны, попытки объяснить особенности поведения опираясь на диагноз, как правило, не имеют особого смысла и не помогают построить грамотный план коррекции.

Опираться стоит на данные наблюдений и результаты функциональной оценки поведения.

 

 

Для более глубокого понимания концепций прикладного анализа поведения и подходов к коррекции проблемного поведения рекомендуем вам послушать вторую главу книги доктора Бобби Ньюмана «Что за функция?»

 



Подпишитесь на наш канал, получайте новости и общайтесь с коллегами