В статье рассматривается рандомизированное контролируемое исследование (NCT03889821), в котором изучалось влияние программы снижения стресса на основе осознанности (MBSR) в сочетании с вмешательством, реализуемым родителями (P-ESDM), на детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Участниками исследования стали 63 ребенка младше 36 месяцев с РАС и их родители, которые прошли 12 встреч по программе P-ESDM. Половина родителей также участвовала в программе MBSR.

Результаты показали небольшие улучшения в тяжести симптомов аутизма, а также в когнитивных и адаптивных навыках у детей. Исследование подчеркивает необходимость дальнейшего изучения более близких маркеров изменений как у детей, так и в родительских взаимодействиях, чтобы лучше понять влияние вмешательства. Несмотря на растущую популярность вмешательств, осуществляемых родителями, их влияние на развитие детей с РАС, включая когнитивные и адаптивные навыки, остается недостаточно изученным. Протоколы вмешательства могут помочь родителям поддерживать своих детей в повседневной жизни и снижать собственный стресс. Однако связь между поддержкой родительского благополучия и результатами для детей требует дальнейшего исследования. Исследование также изучало количество часов внешнего вмешательства (например, логопедия, прикладной поведенческий анализ), получаемых участниками, с акцентом на различия между группами и во времени. Различия в количестве участников терапии были небольшими, несмотря на высокие стандартные отклонения.

Необходимы дополнительные исследования для лучшего понимания того, какие аспекты родительского вмешательства наиболее эффективны и как они могут быть адаптированы для снижения стресса у родителей и улучшения результатов для детей.