Расширение репертуара просьб у ребенка 7 лет с РАС посредством метода прерванной цепочки

Автор работы: Свиридова Оксана Николаевна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93», г. Воронеж

Введение

Основным дефицитом при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра [1]. И поведенческий подход предполагает формирование адаптивных коммуникативных паттернов у детей с расстройствами аутистического спектра при помощи создания внешних поддерживающих условий поведения, через специально организованное материальное и социальное окружение [2]. А обучение реакции манд (просьба) имеет крайне важное значение в формировании коммуникативных навыков в работе с людьми, у которых данный репертуар ограничен либо отсутствует. За счет обучения можно сформировать важные коммуникативные реакции, которые:

1. Увеличивают вероятность получения доступа к конкретным объектам, необходимым видам деятельности, действиям, информации и т. д., в случае, когда доступ к этим стимулам контролируется либо может быть предоставлен другим человеком.

2. Способствуют формированию коммуникации (диалога) устанавливая и разделяя важные его компоненты: роль говорящего и слушателя.  

3. Зачастую способствую снижению негативного поведения, увеличению коммуникативных инициатив и увеличению спонтанных коммуникативных реакций [3].

Исходя из вышесказанного, тренинг манд (просьба) крайне необходим и имеет клиническую значимость. Поэтому я решила повторить исследование, описанное в статье Albert, K. M., Carbone, V. J., Murray, D. D., Hagerty, M., & Sweeney-Kerwin, E. J. (2012). В которой авторы решили продолжить изучение данной сферы, базируясь на работе Холла и Сандберга (Hall and Sundberg 1987),  посвященной обучению детей с аутизмом просьбе об отсутствующем в поле его зрения предмете, во время выполнения поведенческой цепочки. 

В оригинальном исследовании было выбрано три цели:

1. Воспроизведение исследования Холла и Сандберга (Hall and Sundberg 1987), с некоторыми незначительными изменениями в процедуре, с детьми с аутизмом. Обучение детей с аутизмом просьбе о предмете, находящегося вне поле его зрения, посредством прерывания выполнения поведенческой цепочки.

2. Второй целью было расширение поведенчески-аналитических исследований по обучению манд-реакциям детей с аутизмом с использованием прерванных поведенческих цепочек, для обуславливания ранее нейтральных предметов, как мотивационных, и формированию просьбы относительно этих предметов, когда они находятся вне поля зрения.

3. Заключительной задачей была проверка ранее необученных такт – реакций, полученных после тренинга просьб, проведённая с помощью прерывания.

В своей работе я решила воспроизвести первую цель и продемонстрировать, как именно работает метод прерванной цепочки по расширению репертуара просьб у ребенка с РАС.

Цель исследования: расширение репертуара просьб у ребенка 7 лет с РАС посредством метода прерванной цепочки.

Участник исследования: Ксюша, девочка 7 лет, диагноз: РАС. Ребенок посещает детский сад, группу компенсирующей направленности, обучается по индивидуальной образовательной программе, включающей в себя методы DTT, обучение в естественной среде, с добавлением игровой деятельности. Обладает широким репертуаром навыков наименования и быстро обучается. Использует вокальную просьбу для широкого спектра подкреплений (например, предметов, действий, деятельности), используя либо односложные конструкции, либо фразы из 2-ух слов. Посещает детский сад 5 раз в неделю по 8 часов.

Условия, в которых применялось вмешательство: группа детского сада, режимные моменты и организованная деятельность; в течение всего времени пребывания участника исследования в детском саду; особых условий во время проведения эксперимента не создавалось, обучение велось в естественной среде.

Описание зависимой переменной (какое поведение наблюдали): зависимой переменной была реакция–манд, произнесённая участником. 

1. Спонтанная реакция манд об отсутствующем предмете, была определена как воспроизведённая участником целевая вокальная просьба (фраза из двух слов: «Дай …»), в отсутствие эхо — подсказки в течение 10-ти секундной задержки во времени о соответствующем невербальном стимуле (предмете), и была зафиксирована как С.

2. Реакция манд об отсутствующем предмете с подсказкой, была определена как воспроизведённая участником целевая вокальная просьба, вследствие подсказки педагога по истечении 10 сек (т.е. эхо — модели). Такие реакции фиксировались, как П.

Описание процедуры:

Подготовительный этап (базовый уровень). На подготовительном этапе — были выбраны последовательные цепочки действий исходя из предпочитаемой  деятельности: игра на музыкальных инструментах в ходе песенного сопровождения, накрывать на стол к завтраку и обеду, мытье рук. Во время реализации этого этапа, — были проведены пробы такт–реакций для каждого стимула, который был выбран для формирования просьбы. Данные пробы осуществлялись одним и тем же инструктором, который проводил все основные этапы исследования. Была проведена одна сессия с одной пробой на целевой предмет. Процедура выглядела так: участнику демонстрировалась карточка с изображением предмета и задавался вопрос: «Что это?», предоставлялся 5-секундный интервал для возникновения спонтанной реакции, далее фиксировалась полученная реакция участника. Никаких запланированных последствий в данной процедуре не было предусмотрено (коррекция ошибки, предоставление поощрения).

Основной этап. Следующим этапом было удаление одного из ключевых стимулов каждой цепочки (бубна для цепочки «играем на музыкальных инструментах», ложек для цепочки «накрывать на стол», полотенца для цепочки «мыть руки»). Процедура выглядела так: – предоставлялась инструкция, например: «Накрыть на стол» и возможность совершить цепочку для получения естественного подкрепления т. е. возможности сесть и съесть обед/завтрак. Процедуру всегда проводил один инструктор. В течение дня делалось 10 проб: 

  • мыть руки – 4 раза,  
  • накрывать на стол – 3 раза, 
  • игра на музыкальных инструментах – 3 раза (период                                    подготовки к новогоднему утреннику). 

Тренинг просьбы.

Во время тренинга манд-реакции — процедура была идентична той, которая была описана для базового уровня до того момента, пока цепочка не прерывалась. Теперь, если реакция участника не совпадала с целевой, в конце 10-тисекундного интервала предоставлялась эхо–подсказка. Если целевая реакция появлялась, после подсказки, в среду возвращался недостающий предмет, и участник мог продолжить выполнять цепочку действий и получить подкрепление.

Описание дизайна, с помощью которого проводилась оценка эффективности вмешательства: реверсивный дизайн.

Описание процедуры:

Данные фона (5 дней) собирался в ходе наблюдений за ребенком в течение дня. Инструктор моделировал ситуации с отсутствующим предметом и ожидал реакции ребенка в течение 5 секунд, но не предоставлял никаких подсказок. Фиксировал наличие просьбы. 

Вмешательство (5 дней): данные собирались за все цепочки, считалось количество самостоятельных правильных реакций, и делались отметки на графике. В графике на оси ординат отмечается количество самостоятельных просьб, а на оси абсцисс дата.

Отмена вмешательства (5 дней): моделировались те же цепочки, но без предоставления подсказок.

В ходе исследования результаты  участника были достаточно устойчивыми, как показано на графике.

Расширение репертуара просьб у ребенка 7 лет с РАС посредством метода прерванной цепочки

В течение базового периода реакции стабильно держались в среднем 3,4 за период пребывания в детском саду, при предоставляемых 10 возможностях в день. 

Стабильное наращивание просьбы произошло, когда в течение 10-ти -секундного интервала — были предоставлены, а затем своевременно устранены эхо — подсказки. Количество реакций стало в среднем 6,2 при тех же 10 предоставляемых в день возможностях.

Спонтанная реакция манд стабилизировалась в течение 9-10 тренировочных сессий и сохранялась в период отмены вмешательства, на графике видно, что наблюдается поддержание усвоенного навыка (7,2 реакций при 10 возможностях).

Заключение:

полученные данные свидетельствуют о том, что метод прерванной цепочки, совместно с подсказками и исчезновением необходимых предметов, может быть использован для обучения спонтанному навыку просьбы об отсутствующих в поле зрения предметах. Далее рекомендуется провести процедуру в домашних условиях и с другим специалистом.

 Список литературы

  1. Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2005. – 4-5 с.
  2. Lovaas, Simmons, Koegel, 1973; Taylor, McDonough, 1996; Carr, 1985; Quill, Bracken, Fair, 2002Albert, K. M., Carbone, V. J., Murray, D. D., 
  3. Carr & Durand, 1985; Charlop-Christy et al.; Shafer
  4. Hagerty, M., & Sweeney-Kerwin, E. J. (2012). Increasing the mand repertoire of children with autism through the use of an interrupted chain procedure. Behavior analysis in practice, 5(2), 65–76.


Подпишитесь на наш канал, получайте новости и общайтесь с коллегами