Сравнение эффективности текстовых и вербальных подсказок в формировании навыка отвечать на вопросы с вопросительными словами «кто?» и «что?» у семилетнего ребенка с расстройством аутистического спектра

Автор работы: Козленкова Наталья Михайловна, педагог-психолог, МБДОУ выпускница курсов аналитиков поведения уровня ВСВА КМЦ «Педагогика и психология», руководитель курса Жесткова Екатерина Борисовна

Автор выражает благодарность коллеге Анне Кочетковой за поддержку в ходе выполнения исследования

Аннотация

Одним из главных нарушений, препятствующих успешной адаптации детей с аутизмом, является недостаток коммуникативных навыков, проявляющийся в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддержать разговор, стереотипных высказываний. В основном все разговоры состоят из
различных интравербальных действий, поэтому детей необходимо обучать не только умению просить или называть предметы, но и обучить интравербальным навыкам. Прежде чем начать обучать ребенка интравербальным действиям, необходимо осознать всю сложность данного репертуара, а также подготовиться к тому, что могут понадобиться новые и разнообразные усилители и множество подсказок, чтобы помочь ребенку успешно взаимодействовать с вами и сохранять
свою мотивацию.

Изучив статьи по исследованию эффективности различных подсказок для спонтанного общения, было решено провести исследование по эффективности применения текстовых и эхо-подсказок при освоении навыка ответов на вопросы. Мы предполагаем, что текстовая подсказка будет намного эффективнее, так как визуальное восприятие у детей с РАС выше, чем восприятие на слух. Результаты этого исследования имеют социальную значимость для ребенка, так как текстовую подсказку можно использовать для обучения более сложным навыкам (местоимения, предлоги)

Цель исследования — выявить наиболее эффективную подсказку (вербальная и текстовая) для обучения ребенка отвечать на вопросы с вопросительными словами «кто?» и «что?»

Введение

Формирование коммуникативных навыков – одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Обучение умениям выражать просьбы, комментировать окружающие события, задавать вопросы с целью получения информации, выражать эмоции и сообщать о них, а также, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей. Сформированность коммуникативных навыков способствует расширению возможностей их общения, социальной адаптации. В результате, аутичные дети могут интегрироваться в различные дошкольные образовательные учреждения

Интравербальное поведение имеет большое значение для детей, и на это существует ряд причин. Во-первых, социальные взаимодействия, включающие беседы, пение песен, рассказ о прошедших событиях, пересказ текста или понимание прочитанного, предполагают интравербальное поведение. Кроме того, интравербальное поведение играет ключевую роль в приобретении ряда академических навыков. Таким образом, интравербальное развитие у детей может представлять собой существенную значимость как для родителей, так и для педагогов.

Следует принять во внимание, что формирование репертуара интравербальных навыков у ребенка с аутизмом может происходить медленно и сопровождаться определенными сложностями, такими как эхолалии или отказ от сотрудничества. Важно тщательно подобрать подходящий уровень требований, использовать необходимые подсказки и последовательно работать над развитием обобщенного репертуара. Одним из важных условий успешности интравербальных тренингов является правильный выбор подсказки. К настоящему времени известно множество исследований различных характеристик подсказки, используемой при обучении навыку ответа на вопрос.

Среди них есть статья, посвященная сравнению эффективности текстовой и вербальной подсказок при обучении детей с РАС навыку ответа на вопросы [1]. Их авторы отмечают, что в числе детей с диагнозом аутизм есть те, кому присуща гиперлексия- особенность развития, при которой неразвитость речи сочетается с чрезмерно развитой способностью к чтению как распознаванию слов. Исследования доказывают, что ребенок с аутизмом быстрее приобретает навык манд, такт и интравербальные реакции с подсказкой написанными словами, чем без нее.

В данной работе детей учили отвечать на вопросы, имеющие единственный ответ: их просили, например, назвать свое имя, адрес или номер телефона. И сделали вывод, что при обучении навыку ответа на вопросы такого типа текстовая подсказка работает эффективнее вербальной. Изучив данную статью, было решено провести исследование по выявлению эффективной подсказки (эхо, текстовой) для конкретного ребенка.

Цель, метод и результаты исследования

Цель исследования –выявить наиболее эффективную подсказку (вербальная, текстовая) для обучения ребенка отвечать на вопросы с вопросительными словами «кто?» и «что?»

Участник исследования

Мальчик 7 лет, диагноз: аутизм, умственная отсталость. Ребенок посещает детский сад, группу компенсирующей направленности. У ребенка отмечаются признаки гиперлексии, он умеет читать, но имеет различные коммуникативные и словарные трудности. Ребенок имеет большой словарный запас и без труда называет многие объекты и их изображения, он не способен связать слова в предложение, не способен к  спонтанному речевому общению.

Предварительные навыки

К моменту начала исследования у мальчика были сформированы навыки просьб (одним- двумя словами), вербальной имитации, называния более 300 предметов и действий. Он умел читать простые слова (2-3 слоговые), выполнять простейшие арифметические вычисления в пределах 10. Дополнял 10 различных фраз (произносит звуки, издаваемые животными, завершает фразы из песен, стихов). Отвечал на вопросы: «Как тебя зовут, как твоя фамилия? сколько тебе лет?»

Следующая программная цель по развитию интравербальных навыков — формирование навыка ответа на вопрос «Кто? Что?»

В качестве подсказок для навыка ответа на вопросы возможно использование эхо и текстовой подсказки. Умение читать дает дополнительную возможность для обучения навыкам, написанные слова напоминают ребёнку, что сказать, как ответить. Обычно карточки состоят из одного или двух слов. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. Также текстовые подсказки способствуют развитию навыка чтения с листа.

Подготовка

К моменту начала исследования была проведена следующая работа:

Проведен обучающий тренинг ребенка реагировать на инструкции: «Скажи» и «Прочитай слово». Подобраны вопросы с одиночным ответом.

Вопросы распределены на 2 группы 10 вопросов со словом «Что?» и 10 вопросов со словом «Кто?», в каждой группе по 5 вопроса с эхо-подсказкой и 5 вопросов с текстовой подсказкой.

Группа 1

Вопрос «ЧТО?»

эхо-подсказка1.Что с колесами?

2.Что ты читаешь?

3. Что нужно чтобы есть?

4. Что ты пьешь?

5. Что ты обуваешь на ноги?

текстовая подсказка1.Что ты смотришь по телевизору?

2.Что едет по рельсам?

3. Что открываешь ключом?

4.Что кладем в шкаф?

5. Что ты рисуешь?

Группа 2

Вопрос «КТО?»

эхо-подсказка1. Кто с длиной шеей?

2. Кто колючий?

3. Кто говорит иго-го?

4. Кто летает?

5. Кто говорит хрю?

текстовая подсказка1. Кто ловит мышей

2. Кто учит детей?

3. Кто тушит пожар?

4. Кто живет в конуре?

5. Кто лечит людей?

Ребенок называет все предметы и действия, упомянутые в вопросах, а также правильно реагирует на вербальные стимулы, в формате «дополни фразу» с визуальной поддержкой. Ребенок бегло читает все слова, которые будут использоваться в текстовой подсказке, а также соотносит прочитанное слово с картинкой.

Организация обучения

Обучение проводилось методом отдельных блоков. Каждый вопрос задавался один раз в течение учебной сессии. За правильный ответ предоставлялись высокомотивационные стимулы (игрушки рыб, чтение энциклопедий, наклейки), по окончании обучающей сессии предоставлялась перемена, а также предметы и виды активности средней мотивации (конфеты). Хвалили ребенка после каждой реакции, но похвала не зависела от правильности ответа, а была направлена на поддержание сотрудничества.

Занятия в группе детского сада проводились в течение трех часов, из которых один час посвящен индивидуальной работе с ребенком. В ходе индивидуального занятия отрабатывалось 7 программных целей по три подхода. Из них проводилось три сессии отдельных блоков по исследуемым навыкам.

Все сессии проводились в комнате педагога-психолога, участники находились за столом друг напротив друга.

Сбор данных

Наблюдатели (психолог и тьютор) записывали данные в чек-листы, в которых были написаны вопросы. Данные засчитывались если самостоятельный ответ производился в течение 5 секунд после вопроса психолога, ответ на вопрос с подсказкой засчитывался в том случае, если ответ производился также в течение 5 секунд после подсказки. Согласованность наблюдателей составила 100%.

Описание процедуры

На фазе фона (baseline) данные собирались в ходе индивидуальных занятий, состоящих из 5 проб. В ходе каждой сессии задавалось 10 вопросов с вопросительным словом «Что?», затем со словом «Кто?». Инструктор предоставлял дискриминативный стимул, ожидал реакции ребенка в течении 5 секунд, но не предоставлял никаких последствий после реакции. Между пробами инструктор хвалил ребенка за то, что он оставался внимательным.

На фазе вмешательства психолог давала подсказку (эхо или текстовую) для ответа на неизвестный вопрос.

Способ убирания подсказки: временная задержка:

  • Незамедлительная подсказка (0 секунд)
  • Подсказка через 2 секунды после произнесения вопроса.
  • Подсказка через 4 секунды после произнесения вопроса.
  • Самостоятельный ответ.

Протокол обучения ответу на вопросы с помощью вербальной и текстовой подсказками:

  1. задайте вопрос и предоставьте запланированную подсказку (вербальную или текстовую подсказку в виде напечатанного на полоске бумаги правильного ответа);
  2. если ребенок повторил правильный ответ или ответил самостоятельно, предоставьте поощрение (похвалите). В форме сбора данных отметьте ответ как правильный;
  3. если ответ неправильный или нет ответа, скорректируйте и не давайте похвалу. В форме сбора данных отметьте ответ как неправильный;
  4.  если ребенок три раза подряд дал неверный ответ, нужно перейти к другому заданию.

Коррекция ошибки:

  • Ребенок дал неправильный ответ (не ответил, не прочитал)
  • Повторите вопрос и дайте немедленно подсказку. Ребенок повторяет ответ. Приз не даете.
  • Еще раз задаете вопрос, ребенок самостоятельно дает ответ и получает приз.

Критерием освоения навыка считалось достижение 80% успешных самостоятельных реакций в течение двух последовательных сессий, в течение двух дней и с двумя разными учителями.

Данные собирались по каждой сессии, считался процент правильных реакций, и делались отметки на графике.

Сравнение эффективности текстовых и вербальных подсказок в формировании навыка отвечать на вопросы с вопросительными словами «кто?» и «что?» у семилетнего ребенка с расстройством аутистического спектра

Заключение

В результате тренинга, как видно на графике, мальчик быстро научился отвечать на вопросы с текстовой подсказкой. Уровень данных при соответствующий работе с текстовой подсказкой, возрастает интенсивнее графика, отражающего тренинг с эхо-подсказкой, во всех фазах.

Тренинг с вербальной подсказкой критерия успешности 80% не достиг.

Проведенной исследование подтвердило эффективность текстовой подсказки для обучения конкретного ребенка. Следующей учебной целью для него будет ответы на вопросы, имеющие несколько правильных ответов, и использования местоимений при ответе на вопросы по карточкам.

Список литературы

  1. Костина И.А. Гиперлексия (краткий обзор по истории изучения вопроса) Ж. «Аутизм и нарушения развития»1/2005
  2. Первушина О. Н., Трубицына А. Н., Кондратьева Н. Г., Плисковская Е. Н. «Эффективность подсказки в формировании поведения ответа на вопрос у детей с расстройствами аутистического спектра» // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. C. 85–96.
  3. Finkel A.S., Williams R.L. A comparison of textual and echoic prompts on the acquisition of intraverbal behavior in a six-year-old boy with autism // The Analysis of Verbal Behavior. 2002. № 18. P. 61–70.
  4. Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2005. – 21 с.


Подпишитесь на наш канал, получайте новости и общайтесь с коллегами