Екатерина Мень представляет статью «Тренировка социально-трудовых навыков у взрослых с аутизмом с помощью симуляций: углубленный анализ»

Екатерина Мень, президент Центра проблем аутизма, обозревает статью «Тренировка социально-трудовых навыков у взрослых с аутизмом с помощью симуляций: углубленный анализ» / Simulation Training of Community Job Skills for Adults with Autism: A Further Analysis
Авторы: L. Perry Lattimore, Marsha B. Parsons, Dennis H. Reid.

Источник: журнал Behavior analysis in practice, 2008.

 

Проблема трудоустройства людей с РАС остаётся острой.

 

  • Взрослые с тяжёлыми формами аутизма имеют ограниченные возможности трудоустройства.
  • Традиционные методы обучения на рабочем месте требуют много времени и ресурсов.
  • Популярные подходы (например, поддержка исключительно в реальных условиях) не всегда эффективны.

Тренинг в симулированной среде может ускорить обучение и снизить нагрузку на работодателей.

Целью исследования является оценка эффективности симуляционного тренинга перед началом реальной работы, а также проверка того, работает ли тренинг, если материалы в симуляции отличаются от реальных.

Тренинг проходили трое взрослых с тяжёлым аутизмом и интеллектуальными нарушениями в возрасте 30–41 год.

Реальная работа: издательская компания.

Симуляция: учебный класс в центре для людей с нарушениями развития.

В исследовании использовался пошаговый анализ задач (task analysis) для обучения участников.

Как применяли анализ задач?

  • Каждая задача разбивалась на мелкие шаги (от 19 до 33).
  • Ошибки фиксировались сразу – тренер не давал закрепить неправильные действия.
  • Обучение шло от полной физической помощи к самостоятельности:

— Сначала тренер водил руками участника.

— Потом только слегка направлял (например, держал руку рядом).

— В конце участник делал всё сам.

 

Обучение считалось успешным, если участник:

  • Достигал 80%+ самостоятельности в симуляции и на рабочем месте.
  • Сохранял навык минимум 2 недели.
  • Если критерий не достигнут, вводили дополнительные тренировки (например, больше попыток на работе).

Авторы критикуют практики, которые:

Полностью отвергают симуляцию в пользу исключительно «обучения на рабочем месте».

Не учитывают, что людям с тяжёлым аутизмом может требоваться больше повторений в контролируемой среде.

Вот некоторые выводы, к которым приходят авторы:

Симуляция работает, только если:

  • Она максимально приближена к реальному месту работы (общие стимулы).
  • Проводится как подготовка к конкретной должности, а не как изолированная активность.
  • Симуляционный тренинг – перспективный метод для обучения взрослых с тяжелым аутизмом.
  • Тренинг позволяет сократить затраты на адаптацию и повысить успешность трудоустройства.
  • Важно учитывать сходство между тренингом и реальной работой.

Смотрите доклад Екатерины Мень в Журнальном клубе «Пятница, 13-е», чтобы подробнее узнать о тренировке социально-трудовых навыков у взрослых с РАС.



Подпишитесь на наш канал, получайте новости и общайтесь с коллегами