Екатерина Мень представляет статью «Тренировка социально-трудовых навыков у взрослых с аутизмом с помощью симуляций: углубленный анализ»
Екатерина Мень, президент Центра проблем аутизма, обозревает статью «Тренировка социально-трудовых навыков у взрослых с аутизмом с помощью симуляций: углубленный анализ» / Simulation Training of Community Job Skills for Adults with Autism: A Further Analysis
Авторы: L. Perry Lattimore, Marsha B. Parsons, Dennis H. Reid.
Источник: журнал Behavior analysis in practice, 2008.
Проблема трудоустройства людей с РАС остаётся острой.
- Взрослые с тяжёлыми формами аутизма имеют ограниченные возможности трудоустройства.
- Традиционные методы обучения на рабочем месте требуют много времени и ресурсов.
- Популярные подходы (например, поддержка исключительно в реальных условиях) не всегда эффективны.
Тренинг в симулированной среде может ускорить обучение и снизить нагрузку на работодателей.
Целью исследования является оценка эффективности симуляционного тренинга перед началом реальной работы, а также проверка того, работает ли тренинг, если материалы в симуляции отличаются от реальных.
Тренинг проходили трое взрослых с тяжёлым аутизмом и интеллектуальными нарушениями в возрасте 30–41 год.
Реальная работа: издательская компания.
Симуляция: учебный класс в центре для людей с нарушениями развития.
В исследовании использовался пошаговый анализ задач (task analysis) для обучения участников.
Как применяли анализ задач?
- Каждая задача разбивалась на мелкие шаги (от 19 до 33).
- Ошибки фиксировались сразу – тренер не давал закрепить неправильные действия.
- Обучение шло от полной физической помощи к самостоятельности:
— Сначала тренер водил руками участника.
— Потом только слегка направлял (например, держал руку рядом).
— В конце участник делал всё сам.
Обучение считалось успешным, если участник:
- Достигал 80%+ самостоятельности в симуляции и на рабочем месте.
- Сохранял навык минимум 2 недели.
- Если критерий не достигнут, вводили дополнительные тренировки (например, больше попыток на работе).
Авторы критикуют практики, которые:
Полностью отвергают симуляцию в пользу исключительно «обучения на рабочем месте».
Не учитывают, что людям с тяжёлым аутизмом может требоваться больше повторений в контролируемой среде.
Вот некоторые выводы, к которым приходят авторы:
Симуляция работает, только если:
- Она максимально приближена к реальному месту работы (общие стимулы).
- Проводится как подготовка к конкретной должности, а не как изолированная активность.
- Симуляционный тренинг – перспективный метод для обучения взрослых с тяжелым аутизмом.
- Тренинг позволяет сократить затраты на адаптацию и повысить успешность трудоустройства.
- Важно учитывать сходство между тренингом и реальной работой.
Смотрите доклад Екатерины Мень в Журнальном клубе «Пятница, 13-е», чтобы подробнее узнать о тренировке социально-трудовых навыков у взрослых с РАС.