Юлия Курбанова о поддержке и обучении родителей детей с диагнозом «аутизм»
Юлия Курбанова представила обзор статьи Estes et al., 2019, сравнивающей прямое и непрямое влияние на адаптивное функционирование семей трех видов вмешательств для детей с аутизмом: интенсивной поведенческой терапии, опосредованного родителями вмешательства и терапий, направленных на уменьшение стресса родителей детей с аутизмом.
В статье подробно рассматриваются факторы психологического состояния родителей детей с аутизмом, обсуждается влияние диагноза «аутизм» как на общее состояние семейных систем, так и на экономическое благополучие семей и на качество их жизни.
Авторы обзора утверждают, что основная задача специалистов, работающих с детьми с аутизмом — учитывать, анализировать и использовать эффективные меры психологической поддержки родителей. Это утверждение подкрепляется исследованиями, свидетельствующими о том, что родители опосредованно влияют и находятся под влиянием результатов терапии ребенка.
Таким образом, результаты терапии сказываются не только на состоянии и развитии ребенка, но также на психологическом состоянии и адаптивном функционировании всей семьи.
Обзор рассматривает несколько исследований, в которых изучались методики помощи детям с аутизмом. Основной зависимой переменной в этих исследованиях было психологическое состояние родителей, адаптивное функционирование семьи и семейные отношения. Наиболее оптимальной методикой в обзоре, учитывая все модераторы эффектов, названо опосредованное родителями вмешательство, основанное на поведенческой терапии, с обязательным элементом психологической поддержки родителей.
Среди методик психологической поддержки с доказанной эффективностью авторы обзора выделяют Терапию принятия и ответственности (ACT). На данный момент существует достаточная доказательная база, свидетельствующая об эффективности данной методики для поддержки родителей, дети которых находятся в поведенческой терапии.
Также в обзоре обсуждается необходимость обучения родителей основным концепциям и методам поведенческого анализа, а также важность тренинга, направленного на практическое применение теоретических знаний в ежедневной жизни и опосредованном родителями вмешательстве.
Авторы обзора перечисляют факторы, влияющие на зависимость между психологическим состоянием родителей и результатами ранних поведенческих вмешательств:
- Характеристики семьи: финансовое положение, количество детей (включая детей с диагнозом аутизм)
- Характеристики ребенка: проблемы со сном, проблемное поведения ребенка (вспыльчивость, гиперактивность, агрессия и самоагрессия)
- Семейное положение и супружеские отношения
- Стрессовые события в жизни: рождения, смерти
- Личные характеристики родителей: оптимизм, стрессоустойчивость
- Социальная поддержка
Полное название статьи: Estes, A., Swain, D. M., & MacDuffie, K. E. (2019). The effects of early autism intervention on parents and family adaptive functioning. Pediatric Medicine (Hong Kong, China), 2.